Необходимым условием сохранения польской нации сегодня является искупление позора сентября 1939 г.

Oct 24, 2016 11:22

Оригинал взят у vladkharitonov в Необходимым условием сохранения польской нации сегодня является искупление позора сентября 1939 г.

Продолжение существования народа требует искупления позора/травмы Сентября!

Польский текст статьи «Trwanie Narodu wymaga zmazania hańby-traumy Września!» опубликован 16 октября 2016 г. на интернет-портале obserwatorpolityczny.pl. Автор статьи - Кракауэр (Krakauer). Перевод vladkharitonov.



Графика редакции

Невозможно построить государство и нацию без сохранения исторического сознания. В нашем случае это самосознание мученичества, являющееся следствием проигрыша, результатом слабости государства, предательства и беспомощности элит, а также подавляющего превосходства противников - соседей, состоящих в заговоре.



Разве возможно строительство на основе мученичества? На боли? На воспоминаниях со слезами на глазах? Получается, что возможно, но для этого необходимо дать волю негативному чувству ненависти. В нашем случае именно такой сценарий осуществляется, удалось высвободить национальную ненависть, но лишь на одном направлении исторических обид. Второе основное направление исторических обид покрыто молчанием и даже утверждениями о примирении, правда, о нем никто никогда не слышал. Впрочем, не может быть речи о примирении без искупления вины, а об искуплении нельзя говорить, если постоянно поднимается тема не урегулированных претензий на возмещение утраченного имущества, и сумма гражданских (частных) претензий постепенно начинает приобретать неуправляемый характер.

В Сентябре нас покрыли позором, народ был брошен большей частью элиты, которая сбежала из страны, часто даже не предпринимая попыток организованного сопротивления. Тогда распалась государственная система. Мы проиграли войну, которую невозможно было выиграть. Не имеет никакого значения, возможен ли был другой результат, но важен масштаб поражения, которое переформатировало нашу страну. Сегодня возвращается частичная память об одном из элементов всего процесса, причем совершенно умалчивают о причинах, ходе и масштабе поражения. Не удастся построить сегодня национальное сознание в понимании сознательного гражданского общества без полного освещения вопроса Сентября, его истоков (санация, Мюнхен), масштаба (Залещики), а также последствий и результатов. Для существования нации необходимо искупить этот позор/травму.

Обратите внимание, речь не идет о простом стремлении пересмотреть прошлое, пойдя на конфликт. Такое понимание явилось бы саморазрушительным, потому что у нас не только нет сил, позволяющих нам рассуждать в категориях конфликта, но прежде всего (и это намного важнее) изменились времена, изменились обстоятельства. Разумеется, на Украине и в Сирии сегодня в гражданских войнах гибнут люди, но это не остановит глобализацию, а совсем наоборот - только ускорит ее. Поскольку в момент прекращения военных действий все заново начнут организовывать свою жизнь, они будут испытывать еще более сильное давление со стороны процессов глобализации. В этом контексте необходимо так укреплять страну и изменять нашу действительность, чтобы не оказаться снова застигнутыми врасплох, особенно, понимая, что элиты у нас - осторожно выражаясь - преимущественно трудные. Причем слово "трудные" необходимо особо выделить.

Мы искупим позор Сентября лишь при условии настолько сильного изменения в стране организации внутренних механизмов власти и выдвижения политико-экономических элит, чтобы пережитое нами в Сентябре стало невозможным. По крайней мере в тогдашних масштабах, когда ясновельможные паны достали паспорта третьих стран и предъявили их на польско-румынской границе. К сожалению, похожий сценарий возможен снова. Нужно сделать все, чтобы это было исключено, пусть даже ценой отделения от т.н. полонии, для которой вопрос двойного гражданства важен. Недопустимо продолжать терпимо относиться в стране к множественному гражданству - или вы гражданин только Речи Посполитой, или нет. Это очень просто и банально. Разумеется, речь не идет о национальных меньшинствах в Польше - это совсем другая категория вопросов, регулируемых международными договорами. Проблема касается, в основном, польских граждан польской национальности. У нас о ней почти совсем не говорят, а проблема возродилась и нарастает.

Разумеется, паспорт - это не все. Имеют значение также принципы внутренней механики формирования элит. Сегодня в Польше достаточно иметь немного денег и можно достичь очень многого, но лишь до определенного уровня. Так как двери некоторых салонов закрыты, причем герметично, для людей извне. К сожалению, там внутри находятся также лица, которых не только не должно там быть, но и которых вообще не должно быть в Польше. Добавим, что по многим причинам. Если, например, правдой является вскрытый одним из журналов факт, что один американский лоббист сыграл определенную роль в текущих закупках для Войска Польского, то неизвестно, как к этому отнестись и что сказать.

Создание перегородок в обществе по линиям "Смоленска" и всей риторики взаимной ненависти поляков - это ничто иное, как консервирование того, что привело к драме Сентября. Достаточно почитать о реальности политической жизни предвоенной Польши. Сегодня, разумеется, все легче и, кроме господина Пискорского, никто (пока еще) не сидит как политический заключенный, однако ряд аналогий в области ограничений, совершенно определенно имеется.

Можно попытаться утверждать, что до тех пор, пока элиты будут относиться к народу как к ресурсу, повторение ситуации Сентября (во всей ее сложности и многомерности), будет не только возможно, но окажется относительно простым делом. Ведь если мы сравним современное и тогдашнее отношение граждан к вопросу патриотизма, то II Речь Посполитая имела большое преимущество. Сегодняшнее потребительство и раздражение поведением элит приводят к тому, что положение окажется очень тяжелым, если понадобиться проявить патриотизм. Многие молодые люди сегодня открыто спрашивают, почему они должны служить в армии бесплатно, если за все в этой стране приходится платить. Это очень серьезная проблема, проявляющаяся даже на фоне создания Территориальной Обороны, члены которой за поддержание состояния готовности должны получать оплату,в то время как другие резервисты Войска Польского должны обходится без оплаты. Вывод очевиден - желающим достаточно вступить в войска ТО. Но это не нужно, так как в результате окажется нарушенной система. Нам все время не хватает системно осмысливать моменты, которые будут важны при строительстве государства и не станут разрушительными для других общественных отношений, не затрагиваемых новым нормотворчеством.

В 1939 году у нас также была расколотая Польша, в принципе, у нас было две Польши. Первая, принадлежащая элитам, давала им очень удобные возможности функционирования и жизни, в принципе, на европейском уровне. Была также Польша тех, в кого санационная власть стреляла, когда ей напоминали о правах, которыми эти люди обладали как рабочие! У нас были безземельные крестьяне, проживающих по милости хозяйской в четырехсемейных бараках. Их жизнь, в принципе, полностью была подчинена логистике усадьбы, в которой они прозябали. У нас были национальные меньшинства, часть из которых оказалась нелояльной. Делений было много, классовые были очень значимыми, но очень важными были и деления по принципу национальному и связанные с ними религиозные деления. В сравнении с состоянием государства тех лет сегодня мы находимся совершенно в другом положении. Но, несмотря на все, создаются новые разграничительные линии, имеющие, в принципе, второстепенное значение, а иногда и являющиеся надуманными в сравнении с главными проблемами и вызовами, пред которыми стоит общество и государство.

Это нужно изменить, недопустимо, чтобы так было и дальше, потому что такой путь ведет к погибели. Мы начнем бороться друг с другом, а разграничительные линии будут проходить в зависимости от того, как понимают ущербную риторику престарелых безумцев, которым стреляющие сосиски в пустых банках от пива заслонили действительность. Враги веселятся! Ведь отчетливо видно, что дела в Речи Посполитой идут в неблагоприятном направлении. И это не удивительно, если лидер правящих сил, вероятно, больше озабочен судьбой доминирующего в государстве религиозного учреждения, чем судьбой женщин! Государство, управляемое такими людьми, не имеет права на существование. Именно поэтому нужно помнить о Сентябре, искупление связанных с ним позора/травмы необходимо, иначе история повторится в точно таких же или немного измененных декорациях.

Если кто-то ошибочно считает, что это не имеет значения, тот пусть посвятит один из вечеров просмотру основных военно-исторических фильмов. Их достаточно много, и лишь снятые в последние годы являются достаточно - снова воспользуемся этим ключевым словом - трудными.






Текст на польском языке предоставлен на условиях лицензии Creative Commons Uznanie autorstwa-Na tych samych warunkach 3.0 Polska

Общество

Previous post Next post
Up