Улучшать отношения с Польшей невыгодно

Nov 06, 2009 21:59


http://www.rosbalt.ru/2009/11/06/686674.html

Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский заявил о необходимости разместить войска НАТО для защиты от возможной агрессии России. Это может снова пододвинуть российско-польские отношения к «точке замерзания». По мнению сотрудника Института славяноведения РАН Олега Неменского, нормализация отношений с Польшей для России тактически не выгодна.
- Похоже, что Польша, все-таки добьется присутствия американских военных на своей территории. Зачем ей это нужно?
- Дело в том, что работа «маховика русофобии», с большим усердием раскручиваемого в Польше на протяжении двадцати лет, уже приносит свои заметные плоды. Получить гарантии американской защиты от потенциальной российской угрозы - общее желание польских политиков и подавляющего большинства польских граждан. В этом отношении, поляки сейчас потеряли чувство реальности, они действительно боятся вторжения России.
Стоит учесть также, что в Польше приближаются президентские выборы. Они должны состояться в будущем году. Поэтому, «русская тема» становится одной из центральных.

Несмотря на то, что правительственная партия «Гражданская платформа» сделала ставку на так называемую нормализацию отношений с Россией (некоторая часть польского общества поддержала этот курс), но реальной целью этого шага было улучшение отношений с Европой. То есть - усиление польских позиций внутри Европейского Союза.
Правда, значительная часть польского общества настроена не столько проевропейски, сколько проамерикански, хотя этой осенью Варшава получила серьезный удар от Америки. Я говорю о заявлениях об отказе от размещения элементов ПРО на польской территории. Это было расценено в Польше как победа России. Не стоит еще забывать о продвижении проекта строительства североевропейского газопровода, которого в Польше боятся, чуть ли не больше русских танков. Напомню, что соглашение о строительстве газопровода не единожды сравнивали с пактом Молотова-Риббентропа. Все это только усиливает евроскепсис польского общества и его параноидальный страх перед Россией.
Поэтому, в целях сохранения своего электората, правительство Дональда Туска должно продемонстрировать, что отношения с США не испорчены, а американские гарантии от «угрозы» российского нападения все же будут получены. Вот на это, собственно, и направлено заявление Радослава Сикорского. То есть, в первую очередь, оно имеет внутриполитическую направленность.
- Насколько масштабным может быть польско-американское военное сотрудничество?
- Вряд ли оно будет настолько масштабным, как того хочет Варшава. Но, все же, американское присутствие в Польше заметно усилится.
- О защите американцев просит государство с населением почти в 40 миллионов человек. Неужели поляки не способны защитить себя сами?
- Очевидно, что никаких реальных причин бояться российского вторжения на территорию Польши у поляков нет и быть не может. Но для Польши, также, кстати, как и для стран Прибалтики, необходимым условием их заметного присутствия в мировой политике является конфронтация Запада с Россией. Поэтому будет сделано все, чтобы настойчиво проводить курс на конфронтацию, неотъемлемым элементом чего является пропагандистские заявления о мифической российской угрозе. Это долговременная реальность и в обозримом будущем она никуда не денется.
- Не являются ли слова Сикорского о присутствии американских военных на польской территории «отражением» того, что Польша может оккупировать западноукраинские земли при осуществлении гипотетического сценария распада Украины?
- В принципе, такой сценарий возможен, но он не является приоритетным. Несомненно, в Польше существует тоска по прошлому, желание вернуть западноукраинские территории. Более того, определенная часть польского общества искренне полагает, что это еще возможно, наивно рассчитывая, что Львов, Гродно, Вильно еще будут польскими городами. Польская политическая элита смотрит на все это более реалистично. Она руководствуется доктриной о том, что интересы Польши состоят не в присоединении западноукраинских земель, а в максимальном их отторжении от России. Для Польши сейчас главной задачей является недопущение сближения России и Украины. В этом плане, Польша заинтересована в территориальной целостности Украины.
Присутствие польских военных на украинской территории вполне возможно, но не в рамках оккупационных действий, а скорее, в рамках миротворческих операций. Сценарий связан с «раскручиванием» крымской ситуации, прежде всего, крымско-татарской проблемы. Если удастся «взорвать» Крым, потребуется введение миротворческих войск состоящих из поляков и турок, под американским, конечно, командованием. Тогда присутствие Польши на Западной Украине и в Херсонской области вполне реально.
- Глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев считает, что заявления главы МИД Польши могут привести к охлаждению российско-польских отношений. Но их и без того нельзя назвать теплыми…
- Российско-польские отношения были плохие в период правительства Ярослава Качинского. При правительстве Дональда Туска произошла их частичная нормализация. Но я не считаю, что для России выгодна нормализация отношений с Польшей, в том виде, как это происходит сейчас.
Дело в том, как я уже говорил, Польша проводит линию на «нормализацию» не ради, собственно, улучшения российско-польских отношений, а ради улучшения своего места в Европейском Союзе. Польша претендует на роль восточноевропейского лидера. Но Варшава оказалась «отодвинутой» от реального проведения европейской восточной политики. Это крайне не выгодно для Польши, поэтому было решено убедить Западную Европу в том, что Польша совсем не параноидально русофобская страна, а способна вести с Россией нормальный диалог за столом переговоров. Россия эту наживку съела и в последнее время активно помогает Польше восстановить ее позиции в Европе. В том числе, этому очень помог недавний визит Путина в Гданьск.
Так что, с этой точки зрения, охлаждение отношений не сильно ударит по российским интересам. Наоборот, ослабление польских позиций на общем европейском пространстве сделает Европу более удобным партнером для России.
Беседовал Дмитрий Пановкин

Россия, Польша, США, геополитика, поляки, дипломатия

Previous post Next post
Up