В сентябре прошлого года правительство РФ утвердило важный документ, помогающий регулировать взаимоотношения на жилищно-коммунальном рынке. Увы, многие граждане выход этого постановления № 731 проглядели. А зря, ведь называется оно «Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», а значит, напрямую помогает регулировать отношения жильцов с УК.
Проверка по факту исполнения постановления № 731 - ярчайший пример беззакония, которое творится у нас в ЖКХ. УК считают себя некими банками, их интересует только часть статей ЖК, которые касаются проведения общих собраний: «Нам бы побыстрее подписать максимальное количество домов, для того чтобы побыстрее собрать денежные средства». Жилищный кодекс писался совсем не для этого.
- общую информацию о себе;
- основные показатели своей финансово-хозяйственной деятельности по договору управления, заключенного с жильцами;
- сведения о работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества дома;
- порядок и условия оказания этих услуг;
- сведения об их стоимости;
- сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Вся указанная информация должна быть доведена до сведения граждан следующими возможными путями:
- опубликована на официальном сайте УК, или сайте органа местного самоуправления, или сайте органа исполнительной власти субъекта РФ. При этом эти данные должны быть доступны в течение 5 лет;
- напечатана в официальных СМИ, где публикуются акты органов местного самоуправления;
- размещена на информационных стендах (стойках) в помещении УК;
- дана жильцам на основании их письменных и электронных запросов.
Рассказать о своем хозяйстве…
Информируя о себе, управляющая компания должна быть предельно конкретна. Так, собственник жилья в многоквартирном доме, где работает УК, имеет право четко знать:
- фирменное наименование юрлица, ФИО руководителя УК;
- реквизиты свидетельства о госрегистрации в качестве юрлица;
- почтовый адрес и адрес фактического местонахождения управления компании, контактные телефоны, а также официальный сайт и адрес электронной почты (если таковы есть);
- режим работы УК, в том числе часы личного приема граждан;
- перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении, с указанием адресов и общей площади помещений в них;
- перечень домов, с которыми договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов и оснований расторжения;
- информация о членстве УК в СРО (саморегулируемой организации) или других объединениях управляющих компаний (с адресами, включая официальный сайт).
… о своей работе
Небезынтересными для жильцов окажутся и следующие сведения от УК:
- годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс;
- сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению;
- сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг.
В свою очередь, информируя жильцов о продленной работе, УК должна указать:
- перечень конкретных услуг в отношении общего имущества собственников в многоквартирном доме (целиком они закреплены постановлением правительства РФ № 491 от 13.08.2006);
- услуги, связанные с достижением целей управления УК:
* по обеспечению поставки в дом коммунальных ресурсов;
* заключение от имени собственников договоров об использовании общего имущества на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций);
* охрана подъезда;
* охрана коллективных автостоянок;
* учет собственников помещений в многоквартирном доме;
* иные услуги.
Постоянная отчетность
Стандарт вполне резонно обозначил, что жильцы, стараниями УК, должны знать:
- проект договора управления, заключаемого с собственниками помещений, ТСЖ и ЖСК;
- информацию о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого дома. А именно:
* план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества, мер по снижению расходов на работы и услуги (с указанием периодичности и сроков их осуществления), а также сведения об их выполнении или причинах отклонения от плана;
* сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта за последний год;
* сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг или за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за год;
* сведения о привлечении УК в предыдущем году к административной ответственности за нарушения в сфере управления. Жильцы должны иметь доступ к копиям соответствующих документов, а также знать, какие меры приняты для устранения нарушений.
Из чего складывается цена?
Больше всего граждане хотят знать, и (как следует из стандарта) имеют на это полное право, за что конкретно они платят и по каким тарифам. Поэтому УК должна:
- описать содержание каждой работы или услуги, периодичность выполнения, результат, гарантийный срок (в случае, если это предусмотрено федеральным законом или иным нормативным актом), указать конструктивные особенности и степень физического износа и техсостояния общего имущества дома;
- обнародовать стоимость каждой услуги в расчете на единицу измерения (на 1 кв. м общей площади помещений в доме и площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу, на 1 погонный метр инженерных сетей, на 1 прибор учета коммунального ресурса и т. д.);
- обозначить перечень коммунальных ресурсов, которые УК закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием поставщиков, объема и цен;
- указать тарифы для потребителей. При этом УК сообщает реквизиты нормативных правовых актов, которыми установлены такие цены.
Эти сведения должны быть размещены на информационных стендах в помещении УК и доступны гражданам в течение всего рабочего времени компании. Копии материалов, размещаемых на стендах, должны храниться в течение 5 лет.