25 декабря 2012 года Президент подписал федеральный закон о капитальном ремонте за №271, именуемый «О внесении изменений в Жилищный кодекс и отдельные законодательные акты и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ». Предложенная схема финансирования капитального ремонта многоквартирных домов и поголовное обложение собственников обязательными взносами обрели законную силу.
Логика законодателя вполне объяснима. У государства нет денег на приведение жилфонда в надлежащий вид. Федеральный фонд содействия реформированию ЖКХ свернул свою программу в части капитального ремонта. Поэтому отныне эта забота возложена исключительно на собственников. Ну и ладно бы. Нам к этому не привыкать. Вот только, не сумев за пять лет с толком распорядиться огромными бюджетными деньгами, теперь государство решило, что оно лучше знает, как распорядиться деньгами нашими. И доверило их так называемым «региональным операторам» и банкам. Собственникам же оставило лишь право голосовать на общем собрании. Что это такое и как это происходит, все мы прекрасно знаем.
И все же, коль право голоса у нас еще не отняли, несмотря на поставленную президентом подпись, закон еще можно поменять. Но для этого надо сначала его прочитать. А потом высказать свое мнение. Подать голос. Может, услышат?
Для кого пирожок?
Очень похоже на пирамиду
Вообще вся эта схема аккумулирования средств на счетах регионального оператора, их расходование по усмотрению региональной программы, кредитование, заимствование средств с одного дома на другой - все очень напоминает финансовую пирамиду, которая однажды рухнет.
На всех и вся денег все равно не хватит, и те, кто оказался в конце очереди, могут остаться на бобах. На наших кровных прирастут жирком банки. Расцветет еще одна административно-бюрократическая надстройка. Ведь хоть в законе и прописано, что использование взносов на иные, кроме капремонта, цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов, не допускается, в нем же обозначено, что имущество регионального оператора (помещения, оргтехника, автомобили и т.д.) формируется за счет учредителя и, внимание! - платежей собственников помещений, формирующих фонды капитального ремонта. А если ни в чем себе не отказывать, затраты на имущество могут значительно превышать все административно-хозяйственные расходы. За примерами далеко ходить не надо.
Нас обольщают, что фонд, помимо обязательных взносов, будет формироваться и за счет банковских процентов за пользование вкладом. Но эти жалкие копейки никогда не покроют ни инфляции, ни расходов на оплату сопутствующих услуг - экспертизы, обслуживание счета и пр. Заметьте, на бюджетное участие в формировании фонда в законе есть пока только намеки - могут, не значит обязаны.
Так что, дабы разобраться с собственной протекающей крышей, жителям, по всей видимости, придется подстраховаться дополнительными сборами на ее ремонт, помимо обязательных взносов на счет регионального оператора.
Что посоветовать собственникам многоквартирных домов? Понятно, что закон вступит в силу не завтра. Пока примут региональную программу, размер регионального взноса, все прочие методические и регламентирующие акты. В запасе, как минимум, год, чтобы совместными усилиями добиться от законодателей внесения поправок, гарантирующих собственникам право распоряжаться собственными средствами. Это из области политической. А в сфере практической - максимально использовать отпущенное время для ремонта своих домов. Хозяину все же виднее, что и когда нужно делать.
В целом же прогнозы не утешительны. При нынешней инертности собственников, устранении специалистов управляющих компаний от влияния на эти процессы, недоступности регионального оператора, жесткой политике банков мы получим лишь дальнейшее разрушение жилфонда.
Есть другое мнение? Тогда вам слово...