Заместитель начальника департамента вооружений Министерства обороны РФ Борис Наконечный заявил, что из-за «слабой организации работы головных исполнителей, а также малоэффективной работы института федеральных конструкторов» государственный оборонный заказ на 2010 год сорван. В результате, по его словам, в минувшем году Вооруженные силы России не получили корвет проекта 20380, две подводные лодки
проекта 955 и одну проекта 885. Из девяти планируемых к поставке самолетов Як-130 поставлено только шесть, из 151 единицы БМП-3 - всего 78.
Понятно, что это только малая часть правды. Еще не забылось, как несколько дней назад вице-премьер Сергей Иванов за то же самое устроил форменный разнос руководству Роскосмоса. Выяснилось, что итоги выполнения гособоронзаказа и там плачевны. В частности, из 11 запланированных новых космических аппаратов удалось закупить лишь пять.
Тем не менее, заметим, что слова бывшего питерского бизнесмена господина Наконечного выглядят все же довольно странно для специалиста, по роду своих служебных обязанностей обязанного досконально знать номенклатуру вооружений. Если он и впрямь ожидал, что в минувшем году Министерству обороны удастся закупить сразу два стратегических атомных подводных крейсера проекта 955, то остается только развести руками. С первым атомоходом понятно - это застрявший в Северодвинске «Юрий Долгорукий». Надеяться на его ввод в боевой состав флота в 2010 году действительно можно было. Корабль готов, но он безоружен. Доведение до ума баллистической ракеты «Булава» для «князя» сильно затянулось. О причинах «Свободная пресса» писала не раз.
Но что имеет ввиду Наконечный под другим крейсером проекта 955? Второй корпус этого проекта заложен в 2004 году и назван «Александром Невским». На воду он спущен всего три месяца назад, 6 декабря. И никак не мог быть включен в гособоронзаказ-2010.
То же самое относится и к подводной лодке проекта 855, которую тоже упомянул Наконечный. Ясно, что речь идет о многоцелевом атомном подводном крейсере «Северодвинск», строительство которого тянется в одноименном городе с 1993 года. Так и она к моменту утверждения гособоронзаказа еще даже не была спущена на воду. Это удалось сделать лишь 15 июля прошлого года. И в строй в обозначенные Наконечным сроки войти никак не могла потому, что такими темпами атомоходы не сдавались флоту в самое благополучное советское время.
Ну, да ладно. Возможно, заместитель директора департамента Минобороны на новом месте еще только разбирается с тем, что ему предстоит заказывать. Реальное положение дел с перевооружением армии и флота гораздо важнее, чем профессиональная компетенция даже самого ответственного чиновника. А положение таково. На финансирование гособоронзаказа в 2010 году страна потратила 1 триллион 174 миллиарда рублей - сумму, по прежним временам, просто гигантскую. А что получила? Полная статистика неизвестна. В частности, неясно, чего и сколько получили стратегические ядерные силы. Но в части сил общего назначения поставлено 8 космических аппаратов, 23 самолета, 37 вертолетов, 19 зенитных ракетных комплексов, 16 радиолокационных станций ПВО, 6 пусковых установок ракетного комплекса Сухопутных войск, 61 танк, почти 400 боевых бронированных машин и 6,5 тысячи автомобилей. Такие данные сообщил первый заместитель министра обороны РФ Владимир Поповкин.
Одна из российских газет уже подсчитала, что в целом гособоронзаказ в 2010 году удалось выполнить не более, чем на 70%. Провал? Да, если бы дело было в другой стране. По российским же реалиям - почти успех, особенно если сравнить с тем, чего удалось достичь годом ранее. В 2009 году, по подсчетам Счетной палаты РФ, программу перевооружения нам удалось выполнить всего наполовину. Точнее - по объему заданий на 41,9%, а по объему работ - на 64,9%. При этом Минобороны профинансировало гособоронзаказ в полном объеме.
Согласитесь, все это выглядит весьма странно и требует объяснений. Почему, например, в недавнем прошлом за определенную сумму Индия покупала у нас 100 танков Т-90, а за те же деньги в родную армию поступало всего 14 таких боевых машин?
По крайней мере одну из причин знает главный военный прокурор РФ генерал-полковник юстиции Сергей Фридинский. Как он признался, масштабы коррупции в системе российского гособоронзаказа, в которую рубли пошли триллионами, просто поражают. По признанию Фридинского, «иногда кажется, что люди просто потеряли чувство меры и совесть. Суммы хищений зачастую шокируют».
В пример главный военный прокурор привел недавнее уголовное дело в отношении группы должностных лиц Главного военно-медицинского управления и Управления государственного заказа Министерства обороны (того самого, где замдиректором департамента служит так обеспокоенный провалом гособоронзаказа-2010 господин Наконечный). Некоторое время назад фигуранты дела заключили государственный контракт с одной коммерческой фирмой на поставку рентгеновских установок на сумму свыше 26 миллионов рублей. Как выяснилось, стоимость закупленного у коммерсантов оборудования была завышена более чем в трое, а государству нанесен ущерб на 17 с лишним миллионов рублей.
То есть, по меньшей мере, две трети денег, выделенных из оборонного бюджета, военные чиновники растолкали по карманам. Если предположить, что это усредненные «нормативы» армейской коррупции, то самое время вспомнить, что на программу вооружений на 2011- 2020 годы Россия вознамерилась потратить умопомрачительную сумму - 19 триллионов рублей. Получается, что триллионов 11-12 из этих денег банально сопрут. Кстати, именно эту цифру на днях озвучили в своих прогнозах некоторые эксперты.
Как положить конец этому невиданному казнокрадству? Может быть, как в Соединенных Штатах, на опыт которых так любит ссылаться главный распорядитель казенными триллионами министр обороны России Анатолий Сердюков? В Пентагоне, по сведениям представителя Российского института стратегических исследований Григория Тищенко, в штате контрольно-
ревизионных служб состоит 1200 сотрудников. Эффективность работы каждого военного аудитора - 2,3 миллиона долларов в год. В российском оборонном ведомстве те же задачи взвалили на 70 чиновников.