Зона "Трактовая"

Oct 29, 2012 23:30

Месяца полтора-два назад мне позвонили из Австрии.

На хорошем русском языке женщина объяснила, что она сама родом из России, эмигрировала около двадцати лет назад и у нее есть задача посетить какую-нибудь заброшенную зону или тюрьму. В идеале, если этот объект будет связан с ГУЛАГом и с политическими репрессиями. На мой вопрос, зачем ей это, она ответила, что является художницей и готовит один из своих проектов (выставка), посвященный теме ГУЛАГа. Кроме того, ее родственники (родители) сами пострадали от сталинского раскулачивания и являются выселенцами, которые 17 лет прожили в поселке Сурмог (возле Соликамска). Этот поселок Анна Ермолаева (а именно так ее звали - вот ее сайт http://www.jermolaewa.com/) тоже хотела бы посетить.
Моя задача была в том, чтобы найти более-менее достойный объект для фотографирования, где был бы хороший визуальный ряд и колорит, соответствующий эпохе (желательно не "новодел"). Я знал только одну такую бывшую зону, которая хоть как-то подходила требованиям - это зона "Трактовая" (официальный номер ее я, конечно же, не знаю). Такое название она носила благодаря тому, что стояла на тракте (Екатерининском или Якшинском). Впрочем, как и небольшая деревенька рядом. Зона была заброшена в самом начале 2000-х годов, при этом сама она довольно старая, была основана аж в 1946 году и все постройки и планировка были выполнены в стиле сталинских лагерей.
Добираться до нее довольно сложно. Сначала надо доехать до Ныроба (300 км от Перми), затем до поселка Верхняя Колва  (около 140 км) и только потом уже до самой зоны (еще 20 км). От Ныроба до поселка Валай - довольно хорошая, укатанная грунтовочка. Но дальше начинаются, мягко говоря, проблемы. Для понимания: дорога туда у нас заняла (от Ныроба до Трактовой) 8 часов. Это считается, что нам очень повезло, т.к. дорогу как раз подморозило и припорошило снегом. Кроме того, дорога "туда" в принципе считается легче, т.к. основные проблемные участки все приходятся на спусках. А вот обратно, они превращаются в подъемы. Кроме того, когда мы поехали обратно заметно потеплело. Все это привело к тому, что обратно мы от Трактовой до Ныроба ехали 22 часа. За это время мы успели два раза сломаться (летели ремни ГРМ), и несколько раз застревали (счет этим застреваниям я потерял). Тащились на лебедке, а когда она сломалась, пришлось в рукопашную выкапывать машину из грязи и валить деревья (ползая по лесу по колено в сугробах), подкладывая их в колею. Короче, приключение было то еще. Надо сказать, что этих проблем можно было избежать, если съездить туда либо раньше (летом, посуху), либо позже (по зимнику). Но карты легли так, что Анне нужен был, во-первых, снег (художник так видит!), а, во-вторых, сроки определялись датой выставки - середина ноября. А к ней еще надо было подготовиться.
Короче, съездили мы на эту Трактовую, довольно удачно и результативно. Надо сказать, что для меня эта поездка тоже оказалось содержательной и появились кое-какие мысли, но в этом посте пока ничего писать не буду, а просто размещу фотки с небольшими комментариями.

Кунг "шишиги" (ГАЗ-66) на двое суток стал для нас домом. Сколько раз я падал с этой гребанной полки - не сосчитать. А печку в углу будки мы любили всем сердцем, т.к. она реально спасала нас от холода.







Зона встретила нас уверенным покровом снега, что обрадовало Анну.




























Одно из первых, что бросается в глаза на зоне - это надпись "Вину признать мало". Очень неоднозначная и зловещая фраза, если вдуматься.




В бывшей библиотеке еще остались актуальные и интересные для заключенных книги...



















Если выбирать один, наиболее полный и более точно характеризующий символ зоны - это дверь с дыркой. Там просто нереальное количество дверей (они висели на месте, лежали на полу, валялись на территории, были приколочены вместо штакетин забора и т.д.). И, что самое интересное, все двери с дырками. Это был либо глазок, либо окно "раздачи", либо какой-нибудь замок или засов. Дверь с дырой - идеальный образ отсутствия свободы и личного пространства...




Зона была не просто строгого, а особо строгого режима. А это значит, что 3-4 периметра заборов с колючей проволокой, лагерная одежда у заключенных в полосочку (поперечные, черно-белые полоски), обязательно батальон ВВ с собаками.




К сожалению ни одной целой смотровой вышки мы не застали. Только основания, да и те уже почти разрушены.






















Напластования разных лет из газет и обоев. Думаю, что покопавшись в этом, можно изучить историю этой колонии.










Личное дело одного из сидельцев: "Характеризуется положительно. В содеянном раскаялся... объявлялся "выговор" за переговоры с соседней камерой"




Либо камера "блатных", либо какой-то кабинет начальства колонии.




Вся жизнь колонии в одном ящике для ключей: "Слесарка", "Сапожка/Швейка", "Каптерка", "Склад", "Прачка", "Морг"...




Все внешние стены зданий изнутри обшиты колючей проволокой (прямо под дранкой и штукатуркой). Впервые такое увидел.








































А это самое страшное здание - барак карцера. Даже внутри зоны карцер обнесен своим забором с "колючкой".




Одноместный люкс...

























А это та самая "параша".




В карцере днем нельзя пользоваться шконками и поэтому они пристегиваются к стене определенным механизмом (ниже не фото). Ручка механизма выводится в общий коридор, где надзиратель может "приковать" нары к стене не заходя в камеру.







Анна Ермолаева



















Почти по Чехову: палата/камера №6, да еще и ШИЗО (штрафной изолятор). Хотя шизофрения в виде двуличия власти тут тоже присутствует



















Чтобы не перегружать пост я не стал писать о нашем посещении деревни Трактовая (заброшенная), о нашей дороге туда и обратно, о нашем посещении заброшенного поселка Сурмог возле Соликамска. Возможно, напишу об этом позже, как и сформулирую свои мысли относительно всей этой поездки и ситуации в целом.
А послезавтра, т.е. 31 октября, Анна просит меня по пути в аэропорт отвезти ее в Перми в колонию №32 на Пролетарке. Она хочет навестить Алехину и передать ей посылку. Поддержать, так сказать, морально и материально... Как я ни старался не пропускать через себя это пресловутое дело Пусси Райот, видимо, не получится...

История, Урал, Преступность, Фото, Путешествия, Пермский край, Интересное, Политика, Отчет

Previous post Next post
Up