Бизнес, которым я занимаюсь, очень специфичный, нишевый и узкоспециализированный.
Это внутренний туризм, а именно такое его направление, как активный отдых. Пока специализируемся только на Урале. Как видите, ограничений больше, чем самих определений: во-первых, только внутренний туризм (в пределах РФ); во-вторых, именно активный отдых (не бальнеологический, не пляжный и т.д.); в-третьих, в силу естественных причин, сам туризм очень сезонный бизнес, когда 90% работы приходится на короткий летний период в 3-4 месяца; в-четвертых, фирма у нас мааааленькая-мааааленькая, пока можем себе позволить работать только на Урале, а если быть более точным, то только на Среднем, Северном и немного Приполярном Урале (на Южный и Полярный пока не суемся). Понятно, что при этих условиях очень узкого и нишевого рынка всех своих конкурентов знаем "в лицо". Выжить на таком специфичном рынке может только очень ограниченное количество фирм. Конкуренция, естественно, тоже довольно серьезная. Основная борьба проходит, как правило, в интернете на уровне популярности сайтов. Популярность эта определяется, прежде всего, популярностью сайта у поисковых систем (Яндекса, Гугла и т.д.). Чтобы не вдаваться в ненужные seo-подробности, скажу проще: рубимся с друг другом за места в выдаче поисковых систем, т.е. каждый пытается сделать так, чтобы его сайт показывался первым (или как можно ближе к первой позиции) в результатах поиска. Мы все хотим, чтобы потенциальный клиент при поиске "
сплав по реке" или "
рыбалка на хариуса на Урале" на первом месте (идеальный вариант) или хотя бы на 2-3 месте увидел наш фирменный сайт. Это дает шанс, что потенциальный заказчик сделает заявку именно тебе, а не конкуренту.
За все время работы в этой сфере (уже более пяти лет) мой сайт был в этой гонке и фаворитом, и явно отстающим. Да, были разные времена. Пытаясь анализировать результаты работы в тот или иной период, пришел к неожиданному выводу, что для более результативной работы выгодно, чтобы сайт НЕ находился на первой позиции. Пришел к этому чисто эмпирическим путем: грубо говоря, зарабатывал денег больше в тот сезон, когда сайт по ключевым позициям (сплав по реке, рыбалка на Урале и т.д.) занимал 2-3 места. Стал анализировать ситуацию и попытался разобраться в чем дело и понял простую вещь. Обязательно надо учитывать психологию потенциального покупателя, а в этом конкретном случае интернет-покупателя. Когда человек забивает в поисковую строку "рыболовные туры" на Урал, то в результате на первой же странице выдачи он видит "весь рынок", т.е. практически все основные фирмы, которые "контролируют" 80-90% всего рынка. А с учетом развития технологий, отправить заявку во все эти фирмы не составляет никакого труда. Позвонить по сотовому, по скайпу, написать на мыло, отправить заявку по форме на сайте и т.д. - это дело пяти минут. Буквально.
В первую очередь, потенциальный покупатель звонит, конечно же в фирму, которая в выдаче на первом месте. Этот звонок или обращение для него становится ориентиром (по цене, условиям) и он начинает "пробивать" остальные фирмы по списку. И вот тут он, естественно, начинает сравнивать и выбирать более выгодный вариант. Кроме того, у менеджеров фирм "второго эшелона" появляется возможность переключить клиента именно на себя, т.к. он, как правило, рассказывает о предыдущем разговоре с менеджером "первой" фирмы (зачастую осознанно, выбивая себе более выгодные условия). Вернется ли клиент (хотя бы даже для обсуждения условий) снова к "первой" фирме - большой вопрос.
PS
Написал пост и понял, что, в принципе, написал банальщину. В экономике этот принцип давно известен как явление "заменяющего товара", когда на рынке есть один явный лидер и есть заменяющий его товар со схожими характеристиками, но с меньшей ценой или более выгодными условиями покупки. Хрестоматийный пример - это Coka-Cola и Pepsi. Прикол в том, что зачастую, норма прибыли у "второго" номера выше, за счет многих факторов (меньшими затратами на рекламу, упрощенной системой дистрибуции и т.д.).
Но ничего удалять не буду, просто под кат все спрячу - может, кому интересно будет, прочтут.