Должна ли быть вечной жизнь женщины?

Mar 09, 2015 12:07

Давно не писала о походах в музыкальный театр. Вчера вот посетила премьеру - " Секрет её молодости" по комедии Карела Чапека "Средство Макропулоса". Решила написать, поскольку после просмотра спектакля осталась в смешанных чувствах - с одной стороны - музыкальная сторона сделана очень хорошо и доставила удовольствие. С другой.... В общем, давайте без спойлеров и обо всем по порядку. "Средство Макропулоса" автор снабдил вступлением, в котором он полемизирует с Бернардом Шоу и его позицией о том, что долголетие (жизнь, длиной в несколько сот лет) - это идеальное состояние человечества. Устами своей героини, Чапек уверяет читателя, что "...невозможно любить триста лет. Невозможно надеяться, творить или просто глазеть вокруг триста лет подряд. Этого никто не выдержит. Всё опостылеет. Опостылеет быть хорошим и быть дурным." Таким образом, короткий срок человеческой жизни - это несомненный плюс. По мнению автора "Средства Макропулоса" люди счастливы своей короткой жизнью, поскольку не успевают насладиться теми возможностями, которые она предоставляет. Люди верят в высокие идеалы, поскольку не успевают пережить их крушение. В итоге никто из героев пьесы так и не решается воспользоваться рецептом долголетия. Мне показалось, что в угоду своей основной идее автор допускает очевидные психологические натяжки и несостыковки. Вот, на мой взгляд, основная из этих несостыковок. Главная героиня, вечная женщина, Эмилия Марти, отчаянно борется за получение рецепта, несмотря на то, что пресытилась жизнью и не видит в ней смысла. Эта, как мне кажется, очень большая натяжка, объясняется автором страхом смерти, присущим даже вечным существам. Страх смерти у героини, ближе к концу пьесы, куда-то внезапно девается, когда Эмилия начинает предлагать взять рецепт каждому из героев, и в конце концов, теряет его - рецепт сожжен. Финальные слова Эмилии в пьесе - "Ха-ха-ха, конец бессмертию!" - лишены каких-то авторских ремарок. Как реагирует героиня на утрату своего дара/проклятия - остается додумывать читателю.
Любители советского кино могут вспомнить фильм "Рецепт её молодости" Евгения Гинзбурга с Людмилой Гурченко в роли Эмилии Марти. Фильм - "по мотивам", и его авторы полемизируют с Чапеком.
"Авторы фильма не согласны с печальными выводами пьесы. Они отнюдь не драматически относятся к «средству Макропулоса», а потому «переписывают» пьесу, вводят туда новые мотивы, превращают ее в задорный, искрящийся весельем и выдумкой мюзикл.
Один из новых мотивов такой: Эмилия Марти - актриса, певица. В кадре время от времени появляется толпа статистов в ярких театральных и цирковых костюмах. Толпа окружает актрису, поет вместе с ней, танцует, веселится. Это как бы материализовавшийся на наших глазах мир эстрады и цирка, вечный мир искусства. Мир этот всегда, во все времена дарил людям наслаждение и радость.
Потому он вечен. А поскольку Эмилия Марти - его часть, его выражение, она тоже должна быть вечной - на том настаивает картина." (http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/5999/annot/)
По- моему, такая позиция - вполне логична и объяснима. И в конце фильма героиня Людмилы Гурченко оптимистично утанцовывает в будущее.
Вот теперь к постановке. Мне кажется, что, ставя "Секрет её молодости", авторы спектакля хотели совместить авторское прочтение Чапека и концепт мюзикла. В результате появилась рваная история, в которой действия героев психологически необоснованы и непонятны. Во многом "виновата" сама пьеса, но мюзикл несостыковки усиливает. Почему Янек, влюбленный в Кристину, влюбился в Эмилию? Этот момент не отыгран никак. Хотя совместным действиям Пруса и Эмилии на вертикально поставленной постели в сопровождении черных рук отведен изрядный кусок времени. Внезапная потеря сил и засыпания Элины - тоже не объяснены никак. Прус после смерти сына рыдавший и катавшийся по полу (песня Пруса на смерть сына показалась мне одним из сильнейших моментов постановки), не изменился никак. Через некоторое время мы видим того же "железного человека". Экспрессия, переходящая в истерику, ползание и катание по полу, усиливает "рваность" истории. Чапек настаивал на оптимизме своего произведения, а танцевальные образы бога времени и прошлых образов Элины (Эльза Мюллер, Екатерина Мышкина, Евгения Монтес...), дам без лица, и в нарядах, которые представляют собой нечто среднее между бальным платьем и лохмотьями) нагнетают пессимизм, являются, по сути, образами пугающими и трагичными. В итоге Янус и безличные воплощения прошлых образов героини уводят её в никуда. Она периодически вырывается, но её всё-таки уводят. В итоге у меня остается впечатление, что это повествование о тленности жизни Женщины. Люби, влюбляй в себя, гонись за продлением жизни, но в конце концом тебя ждет безликое НИЧТО. Честное слово, не для 8 марта постановка. Такой ли был концепт у спектакля? - Не знаю. Но у меня сложилось такое впечатление. И, насколько я знаю, не у меня одной. А значит, или концепта не было вовсе, или с драматургической частью авторы "Секрета её молодости" не справились.
Музыкальная часть, безусловно, сделана очень хорошо и доставила удовольствие. Но для меня всегда музыка является приложением к рассказанной истории. Поэтому, можно сказать, что я получила вкусный десерт без основного блюда. Вряд ли можно наслаждаться десертом, когда ты голодный.
Вот так.

окультуриваемся

Previous post Next post
Up