Как ни странно, Париж встречает не аккордеоновыми переливами и даже не Пиаф или Дассеном, а странными, непохожими ни что звуковыми сигналами в аэропорту Шарль де Голль.
Странности продолжаются в метро: названия станций на большинстве веток не произносят, но когда произносят, то два раз подряд, перед прибытием ..и совсем перед самым прибытием. Названия станций выложены в одном стиле, симпатичной глазурованной плиткой. В вагонах есть откидные стульчики, их можно использовать, когда людей немного. И двери открываются не автоматически (как так??), а при повороте ручки или по нажатию кнопки (кроме линии 1, где всё привычно)
Потолки на станциях закругляются и реклама, соответственно, тоже. вот, кстати, моя станция на пять дней.
По пути к ней мелькнуло знакомое название, и, едва кинув вещи, в первый же вечер я кинулась посмотреть на мост Мирабо.
"..Время сомнений прошло, уже раздвинут камыш. Благоприятен брод через великую реку!"
с Аквариумом в голове я вернулась к приветственному ужину (!) и, наконец, домашней постели.
А утром город, как в детской книжке, вырос вокруг меня в трёх измерениях. Сена стала настоящей рекой, Рив Гош - левым берегом, Эйфелева - башней, Нотр-Дам - собором. Всё встало на свои места, всего-то нужно было купить транспортную карту (кстати, рекомендую на приезд от 4-5 дней сразу брать NaviGo на неделю: он стоит 34 евро, но один путь из аэропорта вам обойдётся в десятку, а потом надо будет покупать билеты и высчитывать цены и стоять в очередях, а с Навиго ничего подобного, и можно спокойно сгонять в Версаль и кататься на любом транспорте безлимитно) и истоптать мостовые во все стороны, вертя головой.
Сперва транспортное. Ночные автобусы, простые автобусы, метро и сеть городских поездов RER работают отлично, буквально по часам: на остановках есть инфотабло, рассказывающие, когда приедет следующий автобус или состав поезда. Тут вообще всё с любовью. Мэрия заботливо предупреждает о пробной смене разметки:
А кто-то тихонько подхулиганивает:
Любимый знак тут - кирпич. В центре много где одностороннее движение, и красные круги понатыканы буквально везде. А вот кому красный крест горит, я так и не поняла.
upd: Год спустя ответ нашёлся у Лебедева: это знак того, что с другой стороны горит красный. Тёма возмущается его бесполезностью, но если подумать, то это может быть не лишней информацией.
Заправки сети электромобилей Autolib есть и в центре, и на окраинах, как и велопрокат Velib (вот откуда наши стырили это странное "Velik").
Вообще, город очень велодружелюбный, если б не мой Навиго, я бы, может, и арендовала велосипед, а так просто смотрела на разношёрстных раскатывающих французов. Но зато пешком успеваешь заметить больше деталей и всяких пасхалок, вроде пиксельного арта высоко на стенах:
или просто арта высоко на стенах:
или просто арта:
или постмодернистского намёка на него:
Я обещала обойтись без башни, но без собора Парижской богоматери никак. Хотя бы деталями. Хотя бы химерами, они очаровательно жутки.
И, как ни странно, очень красивым и умиротворяющим местом оказался Пер-Лашез. Он скорее парк, чем кладбище. Наши кладбища смотрят на тебя снизу, угрюмо, исподлобья. Склепы и высокие надгробья Пер-Лашеза (и Монмартрского кладбища, впрочем, и, может, других парижских кладбищ) смотрят на тебя спокойно, сверху. Среди них очень много известных, каждый найдёт себе того, к кому хотел бы прийти, наверное. Самое интересное из этих надгробий - Оскара Уайльда, раньше покрытое бесчисленными отпечатками губ его поклонников, а теперь застеклённое от посягательств. Но и теперь наиболее дерзкие дотягиваются до памятника или просовывают бумажки с отпечатками губ под стекло.
В Люксембугском саду, тем временем, малышня берёт напрокат кораблик и по старинке, безо всяких моторчиков, гоняет их палками в фонтанах.
А самых маленьких катают на пони.
Даже не знаю, как эту массу впечатлений систематизировать. Париж оказался сложнохарактерным типом! Пожалуй, вот эта реклама вполне подойдёт пока для описания моих смешанных чувств.