Мы готовим розановский сборник - то есть как готовим, он уже готов, и в типографии должен быть позавчера. Но я не сдавала и не сдавала. Уже вычистила типографику, причесала библиографию, и между инициалами тонкие шпации расставила, но одна проблема не давала мне покоя - слово "год" при цифрах даты. Подумаешь, фигня, казалось бы. А вот же. В корректуре Анька, сказав, что должно быть единообразие, вычеркнула слово год вообще. Типа так делают и вообще современно. И уехала в Чехию. И я, внося правку, вычеркивала и вычеркивала бедное слово год, и с каждым разом мне плохело прямо физически. Нормальный русский текст, не справочный, не энциклопедический, усечениями этими приобретал неправильность, царапал. А в статьях, где много биографических данных, это смотрелось, наоборот, довольно органично, а если ставить слово "год", то оно доминирует - до десятка раз на странице. А г. нам почему-то сразу не понравилось, как-то договорились, что не будет г с точкой и всё. А статьи разные. А надо, чтоб единый стиль всё ж-таки.
Я заметалась, серьёзно. [дальше]В этих ваших интернетах, что характерно, такой проблемой никто не умучен оказался вообще. Я читала Мильчина, я лазила по сообществам корректоров. Формулировала запрос так и эдак. Два дня! То на краткий миг мне казалось, что без "годов" лучше, изящно и лаконично, и я бросалась всё убирать, но краткий миг кончался и я опять видела претенциозность, нерусскость и не то, не то... Я рылась в киберленинке - и видела, что всем пофигу - как придётся так и пишут, в основном г с точкой. Это уже становилось смешным - ну кому какое дело, кто вообще это заметит, думала я, может где-то убрать, а где-то оставить... Но тонкие шпации взывали. Какой смысл тогда в этих пробелах, разницах между большим и малым тире, если остальное кое-как? Это как с собаки вычесать половину блох - вроде и хорошо, а на выходе всё равно блохастая собака.
Ну и уехала в деревню (это отдельная забавная история). А тут тепло, печка, кофе. И сэм пора отогнать, достаю аппарат, оно капает, а я сижу и продолжаю страдать, уже Серый сочувствует весь. И надо что-то решать, я уже с тоски решила два варианта сделать, а потом наобум выбрать. И под вечер ставлю на второй перегон - веточек вишни ломаю, с цветами и листочками, цукаты помело туда же кладу, и звоню Саше Известкову, и плачу про эту проблему. А он понимает, и говорит, что ему самому г с точкой не нравится, но одни цифры не нравятся тоже, и он бы поставил года да и всё. И тут я врубаюсь, что это анекдот про двух гусей, и спрашиваю - ну а если "годы" будут доминировать? А он как тот поп отвечает - да ну и х. с ним (конечно, не такими словами, это же Саша, но это вообще оно).
О, как я хорошо поняла облегчение мужика из анекдота! И рассмеялась, и всё стало просто, я села расставлять годы обратно, пока не устала, а тут и сэм подоспел. А Серый узнал, что я не смотрела "Римские каникулы", и мы сели смотреть, а потом мне снилось, как я ем вишни, тугие, тёмные и терпкие, а Анька где-то рядом и уговаривает, чтоб я съела ещё немножко.
(Иногда думаю о том, как бы отнеслась Розанова к тому, что мы делаем, да хоть вот к этому. Удивительную глубину обретает всё сразу).