У меня сейчас аццкий кризис чтива. Вобщем, я перечитываю классические английские романы 19 века (а началось всё с просмотра downtown abbey).
Вобщем, я кажется начинаю понимать почему так много есть современных уже "продолжений", "приквелов" и прочих "спин-офф"ов этих самых романов. А потому что классическая литература хороша, но невероятно выбешивают моральные и этические акценты и трактовки "добродетели" (особенно женской, но и мужской тоже). Нравится антураж Старой Доброй Англии, нравятся юридические коллизии и замуты, нравится стиль повествования, даже герои и характеры многие очень интересные, но дико бесят акценты и трактовки, хочется всё переиграть, вывернуть наизнанку, оставить с носом овец и ослов и воздать по заслугам вспомогательным героям, которых автор обычно оставляет в сторонке, радоваться успехам главных персонажей.
"Женщина в белом" Уилки Коллинза (я то ли не дочитала, то ли вообще пропустила это в детстве, хотя дома у нас была и эта книжка и "Лунный камень") - это вообще торжество овцеводства над разумом. Обе главные героини (и "женщина в белом" и Лора Фэрли) - это просто адЪ кромешный. "Умная брюнетка" (Мэриэн Голкомб) - девушка с хорошей фигурой, светлой головой и с характером, - вызывает у всех уважение, но не достигает личного счастья. По сути, главный ппц разрулила она. Главному герою в конечном итоге всё доразрулить помогает вмешательство "волшебных якудза" (сам бы он нифига не разрулил).
Больше всех жалко главного злодея (чья "страшная тайна", которая обрекла его на пожизненную зависимость от всяких шантажисток в белом, в конечном итоге, привела к погибели): он-то был даже не виноват в своей тайне, а охранять её крайне дорого ему обошлось в итоге. И, кстати, вознамерься он разрешить свои материальные затруднения не за счёт бессловестной афцы, а разумно и по-взрослому за счёт какой-нибудь некрасивой богатой наследнице, которая была бы ближе ему по возрасту, то жил бы себе поживал и горя б не знал. Но нет же, ему ещё и нужна была вот такая вот "подобающая партия", не просто "богатая девочка", но ещё и вот такой вот "нежный цветок"...
Надо отдать должное Уилки Коллинзу: он и сам симпатизирует "умной брюнетке" (и воздаёт ей, правда устами другого главного злодея: даже она сама не может принять комплименты этого человека, уж слишком он злодейский злодей).
Однако, ни симпатии автора, ни симпатии читателя, не делают из неё "героиню романа". Потому что правильный архетип романтической героини - это по сути - умственно отсталое существо, в полуобмороке влекомое по жизни разными обстоятельствами. И ещё о ней надо заботиться как о ребёнке (как, собственно, и происходит в книжке: главный герой и умная брюнетка на какой-то период живут под одной крышей; он кормит семью, она ведёт дом, а "ребёнок" у них - его невеста)... Женщина со взрослым умом и взрослой психикой, то есть нормальный адекватный жизненный партнёр, на которого можно положиться - вообще не может претендовать на роль романтической героини в классическом романе (она может только помогать главной героине, самоотверженно заботясь о ней, и помогать главному герою заботиться о главной романтической героине). Я всё надеялась, что она, ну допустим, выйдет замуж за какого-нибудь преуспевающего юриста ("поверенного"). Или за врача. Но хрен же там было: роман закончился на том, что она осталась старой девой, помогать главным героям воспитывать детей. То есть фактически компенсировать главной героине отсутствие мозга (главной героине мозг не нужен, он бы её только "изуродовал", но так как сама она за себя отвечать не может, то ведь должен же кто-то?).
Про "Джей Эйр", которую я тоже недавно перечитывала в метро с телефона, даже говорить не хочется. Всё самое лучшее сказано в современном приквеле ("Большое Саргассово море"). Хотя в "Джейн Эйр" и наоборот всё - "некрасивой брюнетке с характером" достаётся в итоге и титул и мужчина (правда уже в некондиционном виде), но там сомнения вызывает сам мужчина. Особенно странно, что Джейн вообще понадобился этот чёртов Рочестер уже после того как она чудесным образом получила кое-какое наследство.
"Грозовой перевал" другой сестрицы Бронте - это аццкая жесть и пособие по психиатрии садо-мазохизма.
Героиня, которая вызывает наименьшее отторжение - это Лиззи Беннет из "Гордости и предубеждения".
***
До английских романов я перечитывала Грина.
Про то что Ассоль - очень больная девочка, я даже говорить не буду.
Но, по большому счёту, ни одной психически здоровой девочки у Грина нет вообще.
ХЗ, должно быть целый век феминизма - это вам не два пальца об асфальт: всех этих нежных и трепетных героинь хочется придушить, а их прекрасных принцев отправить на галеры.
Героиням Уилки Коллинза почти полтора века, героини сестриц Бронте и Джейн Остин - чуть-чуть помоложе. В некоторых из них ум и самосознание вполне пробуждены, но с их пробуждением женщина перестаёт числиться в героинях романтических и поступает в категорию "героини вспомогательные". Настоящая героиня-героиня составлять собственные суждения и, в особенности, как-то действовать, не способна (обычно способна только транслировать какие-то звонкие максимы). Как только она становится действующим лицом (то есть - "предпринимает действия", например - лазает по крышам и подслушивает козни злодеев или даёт взятки и похищает кого-то из заточения), всё, она уже считай зашла так далеко, что ей и дальше придётся быть "лицом действующим", а не "героиней романа".
Если девушка способна хотя бы на то чтобы а).столкнувшись с проблемой написать поверенному и попросить юридическую консультацию перед принятием решения или б). сесть в поезд или дилижанс и куда-то поехать по делу (т.е. фактически не впасть в анабиоз, а как-то адекватно реагировать на окружающую реальность), то всё, "прекрасной дамой" ей не быть.
***
А вот Лисбет Саландер - архетип новой героини, - даже для меня несколько "приторно брутальна".