А в следующие выходные мы решили посетить Августув. Даша прознала, что он находится совсем недалеко от литовской границы. А от нас это - 70 км. Для бешенной собаки, как известно, сто верст не крюк. Сначала мы подумали поехать машиной, да что-то разум возобладал в этот раз - все-таки в незнакомую страну, да своим ходом, да девочками...Тут я сообразила, что можно купить однодевный тур. Так мы и поступили - заказали по телефону. Автобус стартовал в пять утра, в субботу, от супермаркета, что в центре польского Августува.
В Августув мы попали еще вечером, до него-то мы добрались своим ходом, распевая песни и фотографируя аистов по дороге. В Августву мы тоже сняли комнату в домашнем отельчике. У нас был балкон с видом на ореховое дерево. В первый же вечер мы отправились гулять по городу и кататья по каналам параходиком. Дашка уже совсем не болела, потому мы расположились на верхней палубе, распивая горячий чай. Это было чудесно-чудесно-чудесно.
Перед сном мы еще распили бутылку пива на двоих, сидя на балконе и разговаривая на философские темы (по-моему, мы вспоминали школу), глядели на звезды и как-то совсем не заметили, что осталось нам спать пару часов. В итоге с утра мы злые, не попимши кофе и не отзавтракав, погрузились в автобус. Тут-то все и началось. Нас обещали довезти до Вильнуса через Тракай. Но по дороге в малых городках и весях мы собирали остатки туристичской группы. Наш экскурсовод сразу нас предупредил, что нужно будет доплатить деньги за билет в музей-замок на острове Тракай, в музей Адама Мицквича... и, внимание, за кибины! Он, дескать, возьмет все деньги и будет сам организованно все на всех покупать, билеты и кибины. "Что такое кибины?" - спросите вы. Про кибины мы слушали всю дорогу, скалдывалось ощущение, что мы, собственно, в Литву ехали только за тем, чтобы попробовать их, а вовсе даже не Вильнус осмотреть. По мере подругжения новых туристов, рассказ о кибинах повторялся снова и снова, для вновь подсевших. Эксурсовд говорил, что это караимское блюдо, что караимы, переселенцы с Крыма, живут в Тракае еще со времен князя Витольда. Что мы не пожалеем, если их попробуем, что это лучше, чем гамбургер из макдональдса, что мяса там больше. А мы ж голодные... мы ж злые... Так как подругизили мы человек 20, то деньги чувак собрать не успел. Он каждым вновьподсевшим снова и снова рассказывал про правильность выбора, что мы можем положится на его вкус. Нет, ну, конечно, те, кто не хочет, могуть отказаться, но совершат большую ошибку, потому что кибины лучше, чем еда из Макдональдса... и т.д.
Пришлось остановить автобус перед границей и сдать ему деньги в порядке живой очереди, установленной на улице возле туалета. Иначе мы бы до Тракая не успели этого сделать...
Шенгенская граница вообще собой ничего не представляла, заброшенные контрольно-пропусные пункты, и как-то сразу пошли дома совсем другие. Если в польских деревнях вокруг фермерских домов красуются фигурные можжевельники, то тут стали попадаться возделанные огроды с картофелем, капустой и прочим трешем.
Зато в небе парили аисты, по полям бегали зайцы.
Проехали город Алитус. Это промышленный центр, построенный в 50-х гг. Серый и ужасный.
Подъехали к Тракаю. Собственно, город славен своим замком на острове - резиденцией литовских князей, ну и кибинами, конечно, что тут говорить.
Сначала нас провели улочкой, где стоят рядами дома караимов, дома их и вправду особенные, с тремя окнами на фронтальной стене. Тут же мы прошли их храм-кенасу:
А потом небольшая дорожка, усыпанная палатками с сувенирами, и вот она, красота:
Внутри тоже прекрасно, не знаю, что рассказать, там надо просто побывать. Впечатлил меня зал, где проходили балы. Он до сих пор функционален, там проводят конференции и вручают аттестаты школьникам.
Осмотрели замок и повели нас есть кибины. Уже готовые. Это оказались пирожки с сеченым мясом. Вкусны, не спорю. Но пяти литов они не стоят. Веселил нас эксурсовод, который пояснил, что те, кто заказали один кибин, должны взять один. А те, кто два - могу съесть два. Надо же, это было неожиданной новостью!
Мы с Дашкой успели пробежаться по сувенирным палаткам и погрузились в автобус. Дорога на Вильнюс заняла еще час-полтора. Честно говоря, в Вильнюсе мечтала побывать давно. Ожидала от него многого. По дороге нам экскурсовод рассказывал, что кризис здорово ударил по Литве. И это оказалось правдой. В городе чувствуется общая запущенность, клумбы, где когда-то были высажены цветы стоят голыми. Много заброшенных зданий, валяется и мусор на полу, прямо в пакетах. Помолчу про индустриальные районы - это вообще отдельный треш, я такого не ожидала увидеть. На фоне этого всего смотрится абсолютно нелепо остроенный молодым мером (ему что-то около 40) огромный бизнес-квартал, с огромнейшим торговым центром "Европа".
Кстати, мне тут попался и "челябинский дворец спорта".
Справедливости ради надо сказать, что все туристические объекты выглядят довольно ухоженными, пешая часть старого города вообще вылизина, ну, разумеется, пока не свернешь в жилой колодец.
Музей Адама Мицкевича оказался совсем крошечным. Вещей там его мало, так как поэт в Вильне жил совсем немного. Зато рассказали про их дружбу с Пушкиным, и тут вс группа посмотрела на нас и на нашу реакцию. И рассказали про стул Мицкевича, на котором он сидел - дескать, это волшебный стул. Кто на нем посидит, будет иметь 8 детей (у поэта их было 8, ну и так далее повелось). Пан, который на нем сидел в тот момент, побелел и резко вскочил.
После музея нас зачем-то потащили на польское кладбище. И это было ужасно. Потому что там на надгробъях живет какая-то старушка - этническая полька, пани Ирэна. Которая убирается там по собственному желанию и зову сердца, а за одним встречет туристов и сочиняет стихи. Она написала более 100 стихов и помнит их все наизусть. У нее вывернуты внутрь больные ноги, и вообще она странно одета. Конечно, она читала стих про польский патриотизм, и все ей долго апплодировали. А я сидела на каменной лавке и наблюдала за местным котом с оторваными ушами, которого мне было невыносимо жаль. Ну просто какой-то сюрреализм. У выхода нищий мальчик продает газеты, а женщина розы - красные и белые, цвета польского флага.
После этого кладбища мы решили, что с нас хватит, отделились от группы и с картой пошли гулять. Накупили сувениров, сделали фотографии, погуляли по маленьким дворикам, а под конец завернули в кафешку, где слопали по холоднику и по чудесной пироженке.
По улицам ходили молодожены, молодежь, и еще куча разных-разных фриков. Хотя в целом люди одеты довольно бедно.
На обратном пути мы захели в Алитус. Там был супермаркет, где мы должны были напоследок закупиться литовскими товарами. Мы купили на пробу немного пива, сыр и пироженку, которую я потом благополучно оставила в отеле, в Августуве. Самое-то смешное, когда мы вернулись в автобус, экскурсовод наш диктовал рецепт кибин нашим соэкскурсантам. Оооооооооо!!Мы не могли уже слышать это слово.
Что касается языка, литовцы реально все и везде говорят на литовском, крякают. Но когда спрашиваешь, понимают ли они на русском, то, как правило, идут на контакт. Но некоторые особи, после того, скажут, что понимают и говорят по-русски, упорно продолжают говорить в ответ по-литовски, словно, я должна в один момент научится понимать этот язык. Я же проезжий турист! Когда просишь повторить по-русски, повторяют, но с недвольным лицом. Но не все такие, официант Иванас был даже очень мил.
На обартной дороге нас вырубило. Мы проспали, а когда проснулись, нас пропрвало на тему кибин. Мы смеялись так, что соседи уже смотрели на нас и пытались понять, что именно так веселит русских девах.
Дома мы снова посидели на балконе. Пофилософствовали под литовское пиво, а потом пошли спать.
На утро пошли на пляж, на ярмарку, где Дашка облила квасом хлеб в одной из палаток. Погугляли по городу, ну а вечером домой. Было клево! Хотя Литва оставила какие-то странные впечатления - восторг и в то же время немного выела душу.