Лето 2011. Беловежская пуща.

Sep 04, 2011 22:53

Вообще-то мы собирались ехать на море, я даже забронировала нумера в Гданьске. Когда Даша приехала ко мне, мы просто жили обсуждениями предстоящей поездки к морю... пару дней, пока не поняли, что подруга моя сурьезно приболела. Видимо, ее продуло в поезде. Мы каждый день, просыпаясь, вставляли ей градусник под мышку, ожидая чудесного исцеления. Но он упрямо показывал +380 С. Каждый божий день. На протяжение всей рабочей недели. В четверг уже стало понятно, что никакой поездки на море нам не светит. Даша перешла в режим усиленного поедания таблеток, и к вечеру ее стало отпускать. Тогда забрежжила надежда, что выходные могут

Стали вспоминать достопримечательности округи, куда реально было бы добраться машиной. Как только я произнесла волшебные слова: "у нас тут ведь недалеко есть Беловежская пуща", дашин глаз заблестел, настроение ее лучшилось, и сама она пошла на поправку.  У нее просто есть какой-то пунктик относительно высоты уральских деревьев, они ей кажутся маленькими, поэтому в голове у нее пульсирует навязчивая идея - повидать большие, настоящие деревья. В общем, через пару часов, у нас уже был забронирован домик в Беловеже. Беловежа - это деревня на границе с Беларусью. Находится она со стороны Польши. Как раз там располгаются и крупнешие польские научные институты леса, зоологии, биологии и т.д.  Еще с вечера мы покидали вещи, возбужденные, до кучи, тем фактом, что на выходные там планировался праздник в честь дня Ивана Купалы. А на утро Даша была абсолютно здоровой, зато за окном стоял стеной ливень. Он не лил, он именно стоял. Невозможно было даже вывести собаку на улицу. А тут - дорога, угу, больше 100 км. Мы сидели на подоконнике все утро и ревели, чувствуя, как на глазах рушатся все наши мечты о пуще. Из другого угла комнаты раздавалась нон-стопом песенка про "Беловежскую пущу" (слова А. Пахмутовой, музка Добронравова), которая поддавала грусти. К обеду распогодилось. Как-то неожиданно и резко. Мы запаковались и стартанули. Тут и начались приключения. Кстати, мы заранее осмотрели маршрут на гугльмапе. Он нам проложил его через Белосток. Но тогда получалось, что надо ехать углом, заворачивая в Белосток. А нам хотелось напрямую, мы даже высмотрели при мильонкратном увелечении серую линию, едва заметную, связывающую мою Сокулку и Беловежу напрмямую. 
Нам ведь и Уля сказала, моя знакомая, что вообще-то дорога, конечно, есть, но лучше ехать через Белосток. А уж, когда на трассе нам Бог в последний раз в качестве предупреждения послал голосвавшего мальчика, надо было слушать его глас, который говорил, что ну есть она, конечно, дорога, где-то.. но лучше едьте через Белосток. Так быстрее будет.

Но русским женщинам разве что-то докажешь? Трасса оборвалась на какой-то деревне, сначала была булыжная дорога, километров 5, от которой трясло машину, и приходилось ехать со скоростью 15 км в час, потом закончилась и она. Пошел песок, прибитый дождем, посреди глухого леса. По дороге встречались таблички с содержанием "осторожно волки". Это был вообще неожиданный поворот. Когда машина стала вязнуть, я начала белеть. Даша вообще молчала, вжавшись в кресло, она потеряла ориентир на местности, так как ни на карте, ни по дороге населенных пунктов не встречалось. Ни о каких "выйти пописить" речи вообще не шло. Мы продолжали упорно ехать 10 км лесной дороги со скоростью 10 км в час. Ехали мы, как ни сложно догадаться, час. Пока не попали на нормальную трассу, причем началась она совершенно неожиданно, когда мы окончательно потеряли надежду попасть в цивилизованные края, и в голове начали рисоваться картины про то, как будем мы съедены волками или же умрем от голодной смерти в закрытой машине. Тут уж на выбор. 
Дашка сразу оживилась, сориентировалась на местности и дальше мы ехали счастливо и весело, а главное, согласно карте. Складывалось ощущение, что мы вообще попали в другие края, вынырнув из дремучего леса. По пути попадалось множество православных храмов, так как исторически эта земля принадлежала белорусам. Вобщем-то тут они живут до сих пор, только говорят на польском. Храмы выглядят совершенно иначе, чем в России. Веселенько раскрашены и без помпезных куполов. Дома крестьян отличались типом постройки от сокульских. Очень красивая природа, в каждой деревне есть столб, на котором красуется аистиное гнездо. Как раз шел сезон вскармливания "младенцев", так что было видно, как из-за края скрученного кольца соломы, торчат головехи с длинными клювами в ожидании родителей, ну или лягухи, посланной с небес, прямо в клюв.

Беловежа оказалась совсем крошечной деревней, однако она вполне ухожена. Тут есть и дорогие отели с бассейнами, а есть и простые домики, где хозяева сдают комнаты постояльцам-туристам.

В самом центре деревни есть музей природоведения, ну и ворота в пущу. В пуще, сразу у входа, находится парк, и был когда-то дворец русских царей - а что, не дураки, знали, где устравить места для отпусков. Историческая справка: когда эта часть Польши после очередного раздела, попала в руки России, пуща была облюбована нашими вседержателями, они тут любили проводить время, а потому в Беловеже у жителей сохранилось трепетное отношение к ним. Даже в маленьком храме есть икона с последней царской семьей. От дворца мало, что осталось - он был разрушен во время войны, только  ворота стоят нетронутыми да часть служебных построек. Зато с тех времен красуется чудесная церквушка. 






Хозяйка домика, где мы остановились, сказала, что спится в пуще очень хорошо. Так оно и было - воздух свежий, тишина. В субботу мы с самого утра пошли в музей. Он оказался на редкость хорош. Великолепно подготовленные экспозиции, демонстрирующие сцены из жизни обитателей местных лесов. Все они, конечно, из чучел, тем не менее очень красиво, с подсветками и звуковыми эффектами. Что интересного нам рассказли? Ну, например, про то, что медведей тут истребили любители охоты еще в конце 19 века. Чуть позже и зубров. Восстановили популяцию копытных только с помощью особей, оставшихся в частных питомниках, к ним прилили кровь кавказских зубров. Стало быть, в природе нет чисто беловежского зубра. Истребили его тоже люибтели охоты, как ни трудно догадаться. Рассказали, что во время немецкой оккупации железную дорогу тут строили из деревеьв. Вырубили прямо вот очень много деревьев ценных пород и проложили шпалы. К слову, сейчас вообще Беловежу с миром железная дорога не соединяет. От станции остались только фонари да платформа. Много еще, чего рассказли.

Приятно удивил тот факт, что  музей предусмотрительно оборудован пандусами для инвалидов-колясочников. В музее есть также смотровая башня, после экскурсии мы поднялись туда на стеклянном лифте - вид, конечно, не может оставить никого равнодушным.  Вот примерно такой вид, когда идешь по балкончику, окаймляющему башню: 


К обеду полил дождь. Но мы умудрлись пожарить шашлыки, маринованное мясо мы привезли с собой. Отдхохунли, наемшись. Кстати, к шашлыкам как раз мы прикупили этот странный хлеб с листьями хрена. Только тут такой пекут. 


Стало понятно, что нужно что-то предпринимать - ноги промокали, одежда тоже, а вечером же концерт в честь дня Иваны Купалы. Так мы скоренько собрались и отправилсь в ближайший город Хайнувку, где нами был заранее замечен супермаркет. Мы хотели приобрести резиновых сапог и плащи-дождевики. Сапог не оказалось, зато мы обнаружили какие-то странные тапочки для купания с резиновой подошвой, мы логически рассудили, что они предназначены для тех, кто любит купаться, но при этом любит сохранят ноги сухими. Оценили изобретение и купили аж каждой по паре. А в журнальном отделе я купила два последних красных полиэтиленовых плаща, которые на проверку оказались вообще даже не однотонными, а политическими плащами:



На Купале было довольно занятно. Сначала выступали польские народные коллективы - танцы, песни. А потом, как пошли белорусские. И конца и края этому не было. Костюмы-то шикарные, песни-то тоже. Да еще и с феерверками - зрелище занятное. Толпа была счастлива и ревела под песню "Косил Ясь конюшину", пока девки крутились на сцене в расшитых юбках. Вообще надо сказать, столько белорусской речи я не слышала никогда. На территории Беларуси уже давно никто практически не говорит на родном зыке. А тут прямо островок культуры, которая бережно хранится и передается из поклоения в поколоние. Кругом стояли десятки палаток с народными сувенирами, национальной едой и, кстати, леденцами-петушками. Да и среди толпы было много тех, кто пришел в национальной одежде. Мы тоже, конечно, выгодно смотрелись, что там говорить, в своих плащах-флагах. Нас постоянно спрашивали, откуда мы. Думали, что мы радикально настроенные польки, а на проверку оказались россиянками, да еще и с Урала, которых неведомым ветром занесло в удаленную польскую деревню на фестиваль белорусской культуры. С нами фотографировались на память и знакомились. А один усатый дядька-белорус вообще предложил обменять свою национальную рубаху на мой плащ-флаг. До кучи нас еще и телевдиение засняло. Цирк. Что тут скажешь.
Действо закончилось шикарнейшим фейерверком, а потом под известную "Купалинку" (слушать аудиозапись) люди пошли пускать на воду зажженные венки. Только унести их река далеко не успела, потому что заранее подготовленные пареньки в трусцах уже сидели в воде и ловили венки. А так бы было шикарное зрелище!


На утро мы еще раз прогулялись по царскому парку:




И отправились в резервацию животных, это-то мы просто обязаны были осмотреть. Она находится в пару км от Беловежи. 
Зубры прекрасны, ну нет слов. Особенно зубреныши. Они такие милые, стоят, сонные, тупят. Подтягиваются-то прямо, как песики. 


Помимо зубров там еще волки, мои любимые, но их мы не увидели, потому что вольеры очень огромны, фактически это куски огороженного дикого леса. И если животное выйдет, можно считать, что тебе повезло. 
Этот хрюнтель вообще копал возле входа в вольер. Когда увидел нас, сделал "Хрю"и скрылся в роще, перебирая толстыми окороками: 


Нам повезло, что лось выел всю самую вкусную крапиву на другом конце болотца. За поисками новой сочной травы он перелез, как раз, очень близко к нам:



Осматривать эту резервациию было достаточно утомительно, потому что расстония там огронмы. После этого мы прогулялись по дикому лесу. Он довольно жуткий - отходишь от дороги 20 метров, и уже нет никакого просвета. Просто дикий густой лес. Далеко мы не углублялись - таки табличка "острожно волки" лишает напрочь героизма. Но птичек мы послушали, сидя на поваленной ольхе.
Мы устали и решили подъехать к охотничей заимке, там мы видели ресторан. Кстати, он оказался чудесен, оформлен в национальном стиле. И да, мы съели по доброй миске журека (Тася, привет тебе, если ты читаешь)))

Ну и обратно мы отправились нормальной дорогой. То есть через Белосток. Кстати, добрались домой буквально за час с небольшим! Зато уже дома мы узнали, что путешествие наше в ту сторону шло по приграничным дорогам, по которым можно ездить только со специальным разрешением. Это хорошо, что никакой лихой пограничник не попался нам на пути, а то вернулись бы с добрым штрафом.
Ну и все. А кто дочитал, тот и молодец!

путешествия, города, Польша, События

Previous post Next post
Up