Я поняла, почему меня коробят и реклама, и НЛП как исключительно рабочие инструменты. Да и просто практика работы по обучению инструментам отдельно от их применения. Я же работаю в маркетинге более 10 лет и я много в своей жизни размышляла о том, как работает пропаганда и инструменты продвижения.
Например, в НЛП для меня важнее всего пресуппозиции. Хотя этот язык описания создан как будто как раз для того, чтобы отделить инструменты коммуникации, их выражение, от своих владельцев. Но все же разработчики были не глупы и начинается эта теория с базовых установок, без которых практические навыки работать не будут. Если же вы берете только так называемые "рабочие инструменты", "алгоритмы, что надо делать" - то очень обедняете и их создателей, и свои собственные результаты. Если вам дают только их - вам дают для радости щеночка с ампутированными всеми четырьмя лапками.
![](https://vk.com/emoji/e/f09f91a9e2808df09f8fab.png)
Вот вам пример
Базовые пресуппозиции успешной коммуникации я трактую прямо - так, как они и звучат. Не делая ставок на способы их демонстрации, чтобы получить результат от других. Если для достижения согласия нужно согласиться с собеседником, то я считаю, что нужно с ним действительно согласиться, а не показать согласие.
Чтобы дать просто инструмент достаточно написать такую рекомендацию - "соглашайтесь с другими". А чтобы обучить нужно потратить время и рассказать немного больше.
Например, пресуппозиция "карта не территория" говорит нам о том, что истина, сформированная в течении жизни в голове других людей по понятным и объяснимым причинам отличается от истин в нашей голове и что, следите за руками, ни одна из них не может быть объективно более верной, чем другая (мир всегда богаче и сложнее, чем наши представления о нем). Обычный живой человек ищет поддержки и единомышленников, реагирует на того, кто его видит и поддерживает, поэтому договориться с ними становится возможным, если согласиться с его истиной. Осознание того, что у него есть причины считать так, как он считает, помогает нам в этом. Желание показать согласие при внутреннем несогласии расслаивает нас. Такие, помогающие, установки существуют или могут быть найдены к каждому инструменту.
А вы попробуйте по-разному, чтобы убедиться, что для вас вернее. Но я вам скажу, что такие установки возникли по требованию времени как альтернатива тем, что уже были в массах - убежденности в собственной правоте, агрессивному напору, обвинению окружающих - тому, что делало людей неуспешными в общении и психологически нездоровыми.
![](https://vk.com/emoji/e/f09f8e89.png)
О маркетинге и коммуникации
На то я и маркетолог, а не рекламщик - хочу участвовать в жизни и развитии продукта и его коммуникации, а не в пропаганде.
Пропаганда в наши дни дошла уже исключительно далеко - она гениальна настолько, что мы не отдаем себе отчета в огромном количестве вещей, которые покупаем, употребляем и даже делаем. Мы вроде бы знаем, что не нужно верить новостям, вроде бы знаем, что в рекламе не все так, как говорится, но все равно берем это - доступное, массовое, аргументированное рекламой и гениальными инструментами продвижения.
Пропаганда Геббельса времен второй мировой заставляла обычных людей убивать и идти войной на таких же как они живых мужчин, женщин, детей. Пропаганда корпораций сделала вредные продукты обычными, легкими для выбора и даже необходимыми. Пропаганда семейственности внушила роли, для многих, к слову сказать, довольно дискомфортные, но из-за той же пропаганды социально одобряемые с агрессивным порицанием их противоположностей. Пропаганда успешности и счастья - … ну вы поняли.
Пока нас не учили, а только организовывали мы стали такими - бездумными, толстыми, больными уже к 30 годам, обиженными, манипулятивными, пассивно или активно агрессивными и даже злыми (а сколько процентов самоубийств и желающих совсем, досмерти, забыться в наркотической истоме, знаете?).
Недаром в наше время (но это из-за информационной доступности, так было и раньше) так и с такой силой вырывается разного посола науки и общества конспирологии. Как альтернатива, как флажок о том, что по другую сторону тоже что-то важное и ценное осталось. Это флажок для уходящей и уводящей за собой огромные толпы профессиональной, гениальной пропаганды.
Используя готовые инструменты, готовые роли (настоящих мужчин, женщин, успешного человека, профессионального продажника) люди искривляются, расслаиваются, демонстрируя то, что нужно, но не то, что хочется, что действительно нравится. Личности получаются кривые, общество получается кривое. И жесткое.
Мне не хочется уводить торжество и мастерство пропаганды еще дальше от живой человеческой мякотки. От учитывания хрупких человеческих стремлений, желаний и особенностей человеческой натуры (души, если хотите), от тонких с трудом уловимых возможностей отдельному человеку реализовать свою натуру, почувствовать себя нужным, довольным и счастливым (в какой-то возможной для него степени).
И мне хочется заниматься не "личными брендами", не Pr-ом личностей, а маркетингом, начиная с ее, личности, производства, с ее особенностей и заканчивая ее, личности, коммуникациями и отношениями (продолжающимися коммуникациями).
![](https://vk.com/emoji/e/f09f9888.png)
Почему у нас не так
Да, для больших, массовых, результатов, проектов, наверное, невозможно было учесть интересы всех участников, нужны были те инструменты, которым каждый сейчас может обучиться на онлайн интенсиве или оффлайн тренинге - агрессивно или манипулятивно заставить, напугать, возбудить, продать, внушить, оградить от альтернатив, обесценить другие варианты. Но мы так далеко с этим дошли. Может быть, уже пора взять планку повыше, задачу посложнее и объединять людей в большие команды и проекты по их желанию, особенностям и их мотивации?
Да, со взрослыми, самостоятельными, свободными людьми сложнее, чем с глупыми, запуганными скотами. Приставив пистолет к виску, запугав, лишив альтернатив и ограничив доступ к жизненно необходимым ресурсам проще организовать большое количество людей.
А группы из свободы и желания будут неизменно гораздо более маленькие, постоянно изменяющиеся, текучие, их участникам, а тем более руководителям, придется проявлять чудеса гибкости, чтобы удерживаться вместе. Но и проекты станут другими, большее количество желаний смогут учесть. Ведь любое давление, любое большинство - в пределе, конечно, агрессия и зло, потому что неизменно давит меньшинство, перестает учитывать его тихий голос.
А карта не территория, всегда есть противоположный пример и любое даже самое светлое и доброе качество, усиливаясь, превращается в свою противоположность, приводит к геноциду других, выражающих противоположные желания и мнения, пусть и более мелких групп.
![](https://vk.com/emoji/e/f09f9191.png)
Когда подавляют
Вы это понимаете, если сами хотя бы раз оказывались в подавляемом меньшинстве - отказались от алкоголя, мяса, не вышли вовремя замуж, не заработали достаточно денег, родились не в той национальности или с неправильной ориентацией, огрехами во внешности. Я оказывалась и слава богу, потому что мне пришлось научиться и приходится продолжать учиться учитывать других. Те же, кто греется под толстым одеялом защиты общественно одобряемых результатов и истин, говорят мне, что я зря отделяюсь, зря выделываюсь, зря так неистово ищу поддержки. И они-то тем самым оказывают на меня то самое фашистское давление, так как не принимают, не понимают, не поддерживают меня. Ну напишите мне в комментариях, что у меня "просто не было нормального мужика", это будет отличной иллюстрацией.
Но мы же люди, на то мы и способны обучаться, справляться с изменениями, с отсутствием жестких истин и правд, текучестью актуальности задач, сменяемости желаний и потребностей. Мы можем больше, дружнее, умнее, добрее, интереснее, в конце концов. А?
![](https://vk.com/emoji/e/f09f9aaa.png)
Где же выход
Выход вижу следующий:
1. Я вам рекомендую, во-первых, не учиться инструментам, а примерять их на себя. Примерять (!). Не нужно соглашаться с ними всеми, потому что вам так сказали. Если вам дали такой инструмент как категоричный и рабочий - вам плохо объяснили. Такие были учителя. Трансформируйте его до тех пор, пока не отпустит, не примется, не уляжется. Например, не начинать сразу соглашаться с собеседником, если тяжело, если не верится, а говорить, о том, что "такое мнение, вероятно, имеет место быть, но я пока не могу его принять" - немного отделить свое представление от мира. Еще можно соглашаться не с тем, что говорит собеседник, а с тем, что он может, имеет свои основания, так говорить. И вот так, подшивая рабочий инструмент по-разному, прийти к комфортному для себя и партнера результату.
2. Больше пробовать - не будет опыта, не будут найдены и свои инструменты. Если не разбираться, что нравится именно вам, придется довольствоваться уже готовым и терять время, которое можно использовать для понимания себя, до момента, когда терпеть готовое может стать уже невмоготу. Без опыта информация, которую мы можем с такой легкостью получить, это чужой опыт, чужие выводы, помноженные на мастерство пропаганды, рекламы, коммуникации. Плюс ко всему и выводы были сделаны людьми, скорее всего, на основании других более ранних пропаганд. Пробуйте, получайте свой личный опыт.
3. Ну и еще, в-третьих, я бы не стала никому советовать рисовать для себя четкие цели. Именно потому, что только что выше описала. По крайней мере не рисовать их сразу, смолоду, категорично, обязывая себя. А рисовать их с пониманием - для опыта, для результата, для реализации желаний (не обязательно сиюминутных, желания могут быть и очень масштабными).
В общем, хочется дать себе свободу и иметь достаточно сил, чтобы дать такую свободу и другим.