Mar 26, 2007 04:07
Через четыре часа уже пора вставать. Видимо завтра опять буду на грани нервного срыва, как это бывает, когда я сильно не высплюсь. Одно радует: статью я всё-таки закончила. И хотя вероятность того, что она попадет в печать бесконечно мала, я рада. Пусть будет хотя бы здесь.
«Жизнь+»
( Пройдя в полутьме по красной ковровой дорожке, мы вдруг оказались на сцене перед зрительным залом, где, впоследствии, и развернулась настоящая драма, которая никого не смогла оставить равнодушными.)
Отправляясь в очередной раз в Нижегородский Театр Юного Зрителя, я конечно рассчитывала увидеть что-то интересное, но не имела ни малейшего представления, насколько в этот раз он сможет меня удивить. Был второй день премьерного показа спектакля под названием «Ангелочек». Премьера состоялась 21 марта 2007 года. Что это за спектакль мы и представления не имели. Удивило немного только то, что на билете не были указаны ни номера ряда, ни места, хотя ставился он на большой сцене. Народу было немного, и мы спокойно ожидали начала спектакля. Но когда прозвучал первый звонок, а двери в зал всё не открывали, мы заподозрили, что нас ожидает сюрприз. Почти все люди постепенно пропали, когда нас наконец заметили и проводили к служебному входу. Не без удовольствия нам пришлось пройти по красной дорожке. И каково же было наше удивление, когда мы оказались нигде иначе, как на сцене. Зрительный зал был покрыт белыми полотами, именно там и происходило действие всего спектакля. Несколько минут ожидания показались нам вечностью, так как предвкушение чего-то необычного невероятно подогревало наш интерес. Наконец появился режиссёр и рассказал немного о новом проекте, который назвал «Спектакль+», а сцену, на которой собственно всё и должно было произойти - «средней». После окончания спектакля предлагалось подискутировать с актёрами и режиссёром по заявленной темы. Также упомянулось о том, что просмотр не рекомендуется детям моложе 14 лет. Такого я ещё не видела, по крайней мере в Нижнем Новгороде. Наконец заиграла музыка и на так называемую сцену вышли актёры. Они оставались в поле зрения втечение всего спектакля, который продолжался полтора часа без антракта. Действие лишь перемещалось из одного конца зала в другой, а актёры просто по очереди замирали и вместе со зрителями наблюдали за происходящим. По мере развития стал ясен смысл полного названия «Ангелочек или Сексуальные неврозы наших родителей» швейцарского автора Лукаса Бэрфуса. Спектакль драматический, тяжелый, была заявлена острая социальная проблема. Рассказывается в нём о девочке с отклонениями в развитии. Как беззащитна она оказывается в этом мире, когда казалось бы самые близкие люди готовы отвернуться от неё. Вдобавок ко всему ребёнок с подобными отклонениями начинает испытывать сексуальное влечение со всеми вытекающими последствиями.
После небольшого перерыва состоялось обсуждение, на которое осталось не так много народу, но тем не менее прошло оно довольно живо и мнения высказывались самые разные. В спектакле заняты А.Хамитова, И.Троицкая, В.Берегов, В.Ямбор, Е.Волоцкий, И.Власов, а также руководитель студенческого театра ННГУ Игорь Авров и Ирина Страхова. Оказывается эта пьеса уже была представлена на всероссийском семинаре педагогов-психологов и успела вызвать немало споров. Проблема реабилитации детей с ограниченными возможностями, полового воспитания и т.п. всегда стояла очень остро. Наша дискуссия началась с благодарности за отражение таких острых проблем как проблема коммуникации старшего поколения и детей, недоверия между ними, непонимания. Как одинок может быть ребёнок в, казалось бы, обычной неплохой семье. Говорилось о том, что родители не способны воспринимать детей как людей со своими мыслями и чувствами, девочка здесь отражает комплексы своих родителей. И о том, как режиссер поставил нас, зрителей, в предлагаемые обстоятельства, поменяв местами с действующими лицами. Не заставила правда себя ждать и критика. Несколько человек высказали претензии к выбору пьесы, которую назвали непонятным легковесным бредом, к недоработанной игре актёров. Люди, имеющие непосредственное отношение к данной проблеме заметили, что в жизни всё гораздо жестче. Но, с другой стороны, в жизни эта ситуация облагорожена, ведь каждый десятый ребёнок рождается инвалидом, но мы их не видим, автор же намекает, что зрители должны погрузиться в эту проблему. Однако по этому поводу мнения также разделились: не все считают, что поднимать подобные вопросы является задачей театра, который посещают с целью получить эстетическое удовольствие, а не загружать лишний раз голову. Другие же ответили, что театр показывает проблемы и судьбы людей и не должен их решать. Были также мнения о том, что проблемы, заявленные в спектакле далеко не самые актуальные на сегодняшний день. Но в одном сошлись почти все зрители. Исполнительница главной роли, Алла Хамитова, понравилась практически всем. Очень интересно, по ее словам, проходила подготовка к этой роли. И хотя специально с людьми, подобными ее героине, она не встречалась, создавалось впечатление, что она рисует по памяти близкого человека.
В заключении высказался режиссер, Вячеслав Кокорин, добавив, что театр не может быть для всех одинаков, что это не просто спектакль, это то, что волнует каждого. Артистам очень сложно играть такие проблемы, потому что они касаются их в первую очередь как людей, а спектакль этот может помочь создать впечатление единого социума, ведь когда человек скажет то, что ему важно, ему станет легче.
От себя хочу добавить, что одна только постановка и режиссерская задумка стоит того, чтобы посмотреть этот спектакль. И, несмотря на все споры, мне сложно даже вообразить, чтобы кто-нибудь подумал, что зря потратил время, придя на него. Если вас интересует оригинальность и необычность интерпретации современных проблем, этот спектакль наверняка не оставит вас равнодушными. И кто знает, быть может именно дискуссии на такие темы помогут осознать что-то действительно важное, ведь в этом, наверное, и есть задача всякого искусства.
о театре