Солнечное

Jun 26, 2009 01:11

Солнце, наконец-то, радует москвичей и гостей города (дорогие гости, нас тут всех и так уже до хрена, но если вам не едется в Ленинград, Киев или Минск, ладно, что же, валяйте к нам, мигрируйте, приезжайте, вместе повалим этот ебучий капитализм и поганое государство).

Радовало и вчера (я ходил по зимнему саду - это не шутка, действительно здоровенный холодный зал с пальмами в кадках и окном в 70 процентов стены, - и, отвлекаясь от конференции, в которой участвовал, всё время выглядывал на улицу, как там наше солнышко, не сокрылось ли ещё за соседним лесом?).

Сегодня ещё до завтрака я почувствовал потребность в морозе. Ну, зима же, хрена ли, что снега нет. Домочадцы спали. Я вылетел один и полчаса провисел над перекрёстком, закладывая то один поворот, то другой, рассматривая машины, редких прохожих, поплёвывая аккуратно, чтобы ни на кого не попасть, подкрепляя силы абхазскими мандаринами, купленными накануне у узбекской торговки и вычитывая между делом журнал, который давным-давно пора было выпустить.

Задубел я довольно быстро, уже через полчаса меня можно было застать на кухне за приготовлением кипятка и отмыванием четырёхсотграммовой кружки от вчерашней засохшей гущи. Кофе у меня нынче какой-то неправильный, даром, что расфасованный на улице Сен-Жюста, что-то не то с прожаркой (пережаркой), но делать нечего, пью его и вспоминаю вчерашний и некоторые другие дни.

Неожиданно оказалось, что почти все кругом заняты написанием предисловий. Один пишет предисловие к Михаилу Бакунину, второй - к Петру Кропоткину, третий - к Алексею Боровому. Смешно, но скоро вроде должно выйти и моё предисловие к одной анархистской книжке (вместе с самой книжкой, понятно). Вот, думаю, какие мы все, блядь, крутые, доросли до авторства предисловий, это ж не хрен собачий, это надо заслужить... Только лучше бы мы, конечно, делали что-то такое, что делали Бакунин, Кропоткин и Боровой 160, 130 и 100 лет назад и чтобы к нам уже потом, в XXII веке, в Полдень, писали бы предисловия наши духовные братья и сёстры (может быть в XXII веке сестёр тоже уже, наконец, допустят до написания предисловий?).

Но мы такие, какие мы есть сейчас. Можно говорить, что мы делаем мало или не то, но можно и радоваться, что мы вообще что-то делаем. Меня вот недавно записали в известные публицисты. Я-то думаю, что известными публицистами были, скажем, Писарев, Тухольский и Оруэлл и куда до них какому-то Тупикину В.А., 1965 года рождения, русскому по паспорту и по устройству мозгов, лицу без профессии, но с политическими взглядами... Э, да что там говорить... Но вот, назвали. До этого тоже, наверное, надо дорасти, как до авторства предисловий. Вручают как почётную картонную медаль начинающим осыпаться, всяким заслуженным старикам да лысакам, от которых уже другого проку нема.

В таком примерно настроении я на днях встречался под мостиком метро "Библиотека имени Ленина" и 35 минут разговаривал с девочкой, которая уехала за океан 11 лет назад. Когда-то, до отъезда, она играла в шикарной панк-группе. А потом уехала - учиться, жить, становиться взрослой. И вот теперь, побыв один день у нас, снова полетела за океан. Я пришёл на другое утро помахать ей рукой у такси и дал с собой "инструкцию к мясорубке" (ну, знаете, наверное, это такой сборничек типа "vlad tupikin - the best"). Потом шёл домой 20 минут по морозу бесснежному, изо всех щелей задувало, я был с бодуна. И понял вдруг, что за все свои чёртовы 43 года... Ну вот что от меня останется? Вот эта вот "Зачем борьба", 80 стр., в мягкой обложке, Воронеж, 2007 г., издательство Профсоюза литераторов... В сущности - какая-то вот брошюра.

Помню как в ноябре, недавно после минских гастролей и после "Чёрного Петрограда" (о каковом анархо-фестивале я совершенно зря не написал отдельной статьи) я зашёл в маленький, напоминающий библиотеку офис. Было там что-то от первичного М-БИО 1988 года, от той тесной комнаты с лэп-топом, плиткой-комфоркой и заспанным-но-бодрым Вячеком, ещё до переезда на пятый этаж, на который надо было пробираться по наполовину обвалившейся лестнице... Поговорили недолго, я рассказал про dvizh.org, наш новый сайт, мне показали газету, небольшую, но аккуратную и толковую, из тех, что называют альтернативной прессой. Я заговорил о будущем и вообще о том, что непонятно, мол, что делать. Это вообще моя любимая тема от сотворения мира - что делать, что делать... - при том, что я всегда ведь чего-то делаю, безделие мне не свойственно, я от него скучаю. Собеседник мой, вернее, один из двух собеседников, и говорит: "Да что вы, Влад, ну что делать? Вот вы же даже больше похожи на учёного, чем я (а он взаправду учёный, со студентами, должностью в ВУЗе, научными публикациями в журналах и монографиями). Нет-нет, не отнекивайтесь! Ну вот чем вы заняты? Лекции читаете? Ну а что же это такое? Вы просто всё время всем говорите, что вы не учёный, а вы говорите другое, наоборот. И все привыкнут".

Вот так я дорос до учёного, в промежутке между автором предисловий и известным публицистом.

Я вспомнил об этом вчера, в том самом зимнем саду, по дороге к которому с большим удивлением обнаружил, что в Москве остаётся ещё то, что называется "частный сектор" - маленькие деревянные домушки с печками и сарайчиками, с небольшими, на три дерева, участками, обнесёнными штакетником... Там делался некий доклад, якобы социологический. Я и ещё несколько человек, участников или наблюдателей общественного движения, слушали. Доклад был не то что никакой... Он был вопиюще никакой. Не наука, никакой не анализ и даже не свод эмпирических данных (данных нам явлено было откровенно маловато и собраны они были по каким-то довольно произвольным признакам). В той аудитории вполне покатила бы никакая не наука, а просто набор околонаучных советов активистам - что делать, как делать. Но не было и этого. На критику мадам отвечала что-то в стиле "у вас вопросы слишком сложные" и "у нашего научного центра хорошая репутация".

Тут-то я и вспомнил ноябрьский разговор в тесной каморке в центре Москвы. Подумал: может пора уже мне перестать стесняться и провозгласить себя солнцем современной российской социологии? А что? Опыта, мозгов, накопленных данных и способности к их анализу у меня гораздо больше и чем у вчерашней докладчицы, и чем у всего ихнего якобы научного центра.

Но нет, что-то не катит мне такой вариант. Я не знаю, кем я хочу быть. Знаю, кем не хочу. Не хочу казаться умнее, чем я есть. Не хочу раздувать щёки от важности (они итак уже достаточно раздулись от неправильного питания и никакого режима). Не хочу с умным видом поучать людей, которые пусть ошибаются, но делают. Не хочу ни казаться пиздоболом, ни быть им.

А кем хочу? Для этого и есть - и должно быть у человека - свободное время. Чтобы наполнять его всем, чем хочется - сексом (ничего, что утро, утром, как писал классик, "всё хорошо видно"), борьбой ("Зачем борьба"? - откуда такое название? - встрепенулся вчера Правозащитник со стажем. Да успокойтесь вы, всё нормально, его мне в Калининграде придумали, ребята из группы "Экозащита!", не сам же я) или просто праздными полётами над перекрёстком солнечным утром и размышлениями о том, кем быть, как быть и что делать. А кто виноват, это как раз давно уже известно. Сами и виноваты. Лень наша поперёд нас родилась.

Сегодняшнее утро и солнце, которое всё ещё упорно пробивается к моей щеке своими тёплыми ласковыми лучами из-за туч, дали мне больше, чем дюжина семинаров по общественной борьбе и пара дюжин рутинных акций протеста, хотя и семинаров, и акций надо нам больше, куда больше.

Но солнце, солнце - такая редкость в наших краях. Ну как при нём не полетать?

Влад Тупикин
20 декабря 2008 года, Москва

первая публикация в ЖЖ 20 декабря 2008 года: http://tupikin.livejournal.com/377607.html
Previous post Next post
Up