Nov 24, 2014 16:28
Пару недель назад, как это у нас в Самаре теперь принято, во всех местных СМИ с одинаковым набором штампов разместился победный рапорт про трехстороннюю встречу Николая Ивановича Меркушкина, директора «Авиакора» Алексея Гусева и главного по авиабизнесу «Русских машин» Дмитрия Родина. Журналисты в едином порыве рассказывали, что масштабный проект сборки тридцати самолетов Ил-114 на самарском заводе возможен и позиции «Авиакора» «вполне убедительны». И, хотя решение еще не принято, ручки потирать в преддверие глобального заказа уже можно.
Так же СМИ сообщили, что на «Авиакоре» началась модернизация и, закуплено новое импортное оборудование. Правда нигде не сказано, о чем речь и сколько на него потратили. Так-то, три болгарки «Бош» вполне себе можно назвать импортным оборудованием. Но чтобы начать строительство самолета суммарно требуется 50-55 миллиардов рублей, а расходы на лизинг и поддержку продаж оцениваются примерно в 20 миллиардов рублей. Некоторые федеральные СМИ говорят о принципиально более скромной сумме в 24 миллиарда. А местные журналисты уверены, что хватит и 12 миллиардов. Солидарна пресса только в одном: деньги «Авиакору» выделит областной бюджет (!).
Трудно переоценить усилия губернатора, который пытается не только реанимировать коматозное предприятие, но и тащит сюда серьезнейший федеральный заказ.
Вопрос в другом: сможет ли «Авиакор» с этим заказом справиться. Мое твердое убеждение - нет! Давайте представим, в какой ситуации это предприятие находится сейчас. Здесь не осталось ничего от некогда великого производителя Ту-154. Специалистов нет. Их вообще нигде нет, а здесь нет и подавно. Оптимистичные заверения директора завода, что под заказ будут найдены новые люди выглядят несколько наивными. Подумайте сами, если вы талантливый опытный инженер (слесарь, фрезеровщик и т. д.) какой вам смысл срываться с работы и подписываться под заранее провальной идеей самарского Ил-114. Не исключено, что вас уже звали когда-то на «Авиакор» собирать Ан-140. И уже тогда вы, раскинув мозгами, решили послать это предложение культурно и далеко. Ведь и тогда у предприятие не было ресурсов. Как следствие, строительство самолета антоновского КБ провалилось с треском. Изрядно подпортив репутацию предприятия. Сейчас ситуация такая же. А может и хуже. Загляните на заводской список вакансий. Вы будете поражены. Требуются все: главный инженер, инженер-конструктор, техник по металлу, более десяти рабочих специалистов (сварщики, машинисты мостового крана, слесари, электромонтажники и т. д.). Интересное наблюдение, о зарплатах на сайте ничего не сказано. Присутствуют только общие фразы «заработная плата по результатам собеседования» или «заработная плата сдельная».
А как даже самый талантливый самолетостроитель будет создавать машину, если у него нет ничего: нет грамотных кадров, нет стапелей, нет оборудования?
Конечно, политическая ситуация сейчас такова, что импортозамещение более чем оправдано: зачем проблемы с Украинским КБ, если есть возможность работать с российским Ильюшиным. Тем более, зачем платить роялти иностранному предприятию, сталкиваясь с неоднозначной политической действительностью, если можно взаимовыгодно сотрудничать с российским КБ. Но никакая даже самая мирная политическая ситуация не поможет Авиакору привлечь специалистов. Ну, если только выпускников техникумов с нулевым рабочим стажем. Настоящие опытные профессионалы в Самаре давно штучный товар. Более того, репутация самарского завода изрядно подмочена срывом заказа Минобороны на Ан-140 в профессиональной среде в том числе. В общем, сложно верить в то, что кто-то сорвется на Авиакор за «зарплатой по результатам собеседования».
Конечно, я искренне сожалею, что предприятие фактически прекратило свое существование. Но давайте смотреть правде в глаза, чтобы поднять здесь производство Ил-114 у региона нет ни профессиональных, ни финансовых ресурсов.
Алексей Гусев,
Дмитрий Рогозин,
СМИ,
Дмитрий Родин,
Самара,
Авиакор,
Николай Меркушкин