Конечно, когда приходишь в регион, где тебя считают не просто варягом, а варягом из маленькой и мало кому здесь интересной Мордовии надо обещать. Обещать много, и по существу. Что и делал Николай Иванович Меркушкин в 2012 году. Помню, что, присмотревшись, жители региона вдруг воодушевившись, поверили, что прислали человека умного, серьезного и грамотного. Прошло два года. Политический капитал врио губернатора достиг своего исторического максимума, так как жители региона вдруг начали задумываться: а настолько ли великолепен мордовский «гость». Судя по тому, что уже сейчас, за несколько дней до выборов, ТИКи перегружены, обслуживая тот самый пресловутый административный ресурс, стопроцентной уверенности в лояльности населения к своей персоне у Николая Ивановича нет. Хотя ни один даже мало-мальски интересующийся политикой самарец не сомневается: Синцов, Матвеев, Маряхин и Белоусов исключительно демократический реквизит. И уже сегодня есть настроения голосовать на выборах по протестному принципу. Да хоть за Синцова, но только не за мордовского, пока еще, гостя.
Вспоминаю, что обещалось. Например, не зажимать оппозицию, если она будет критиковать конструктивно и активно стоять за село. Судя по предвыборным бюллетеням, никакой оппозиции в Самаре нет. Независимо, за село она, или за город. Честно говоря, город\село весьма странное разделение приоритетов, ну да не суть. У меня возникает другой вопрос: кто дал право назначенному или выбранному губернатору любого субъекта РФ зажимать инакомыслящих? Любой гражданин нашей страны имеет право на политическое самоопределение. Или я не прав? К слову, Николай Иванович неоднократно жестко критиковал любой мало-мальски либеральный подход к вопросам управления регионом. Что тоже несколько двулично, ведь он приобретет доверие местного населения 14 сентября на демократической основе.
Так же Николай Иванович всего два года назад говорил, что посадит на ключевые посты максимум трех выходцев из Мордовии, остальные большие кресла раздаст исключительно регионалам. Смотрим. Степнова (Саратов, Москва), Пивкин (Мордовия), Кандеев (Мордовия), Гришин (Мордовия, Москва), Кобенко (Омск, Москва), Крайнев (Пермь, Москва). И сейчас активно муссируются слухи, что в Самару высадится очередной мордовский десант из «тамошних» экс-силовиков.
В чем Николай Иванович не кривил душой, так это в обещаниях заняться дорогами. И, да, он ими занялся масштабно и, в том числе, под федеральные деньги. Вот только часть этих денег он занял у федеральных же коммерческих структур. Простое сравнение: при Артякове закредитованность региона у банков составляла 0 рублей, на днях Николай Иванович прокредитовался в ВЭБе на сумму 106 миллиардов рублей, до этого Самарская область уже должна была банкам 11 миллиардов. С другой стороны, если не ремонтировать дороги, как это и было до Николая Ивановича, то можно с чистой кредитной историей в один прекрасный день массово пересесть на тракторы и вездеходы.
Сейчас, почти в каждый почтовый ящик засунуто письмо, подписанное «С уважением, Н.И. Меркушкин». В нем пока еще врио отчитывается о собственных достижениях. Не знаю, кто именно писал эту эпистолу, но отчет о некоторых достижениях выглядит чуть-чуть сомнительно. Цитата: «... доступного эконом-класса жилья мы стали строить в 2 раза больше». Речь о «Южном городе», я так понимаю. Однокомнатная квартира здесь стоит 1,8 миллионов рублей. О каком эконом-классе идет речь? Чтобы купить здесь самую простенькую квартирку придется лезть в ипотечный кредит, а отчетов по льготным программам приобретения такого жилья я в письме Николая Ивановича не обнаружил. Хотя есть отчет о двукратном увеличении строительства жилья для молодых семей.
Уважаемый мной автор Тахир Байбеков буквально на днях написал, как именно стимулируют молодые семьи в Новокуйбышевске, обещая жилищный сертификат в обмен на досрочное голосование. Вряд ли в откровенном подкупе избирателей можно винить именно Николая Ивановича, но, согласитесь, история попахивает уголовным делом. И хотелось бы, чтобы публичное разбирательство по этому факту состоялось.
Далее. Цитата: «За два года мы в 2,5 раза больше построили современных спортивных объектов». То, что спорт и село - это два явных фаворита губернаторских чаяний: факт очевидный. Хотя и спорный, ибо возникает вопрос: а почему, например, не агломерации и школы игры на ыыхах или малые города и кружки ямба и хорея.
Еще одна цитата: «Создано более 20 тысяч мест в детских садах...». Цифра отличная. И если посмотреть новости по этой теме, можно с легкостью убедиться в том, что процесс открытия новых и реконструкции старых садиков идет. Только чьими стараниями? Дело в том, что буквально в мае мэр Самары Дмитрий Азаров утверждал, что в Самаре сады открываются исключительно стараниями его команды, и так же приводил цифры: 14 тысяч мест. То есть на счету Николая Ивановича не 20 тысяч, а всего восемь тысяч, или команда мэра не считает нужным рассказывать о взаимодействии с региональными властями?
Странно мне и отчетное сообщение об АвтоВАЗе, который «...все прочнее становится на ноги». Однако о массовом увольнении восьми тысяч сотрудников этого градообразующего предприятия и их дальнейших судьбах в отчете не рассказывается. Видимо, за бюджетный счет получают пособие по безработице.
Хотя, должное Николаю Ивановичу и здесь стоит отдать. Проблемы промышленности он откровенно со счетов не скидывает. Не знаю, насколько велика вероятность «...уникального шанса возродить «Авиакор», я в это возрождение давно не верю, но то, что на «Кузнецове» идет серьезная модернизация: факт.
Отношение Николая Ивановича к самарским вузам меня несколько настораживает. Дело в том, что он выделил для себя только одно высшее учебное заведение СГАУ, а «политех». «мед», «универ», «строяк», «пед», тольяттинский гос и т. д. совершенно не интересны будущему легитимному губернатору. Обидно за нашу высшую школу.
Из того, что было обещано и откровенно буксует.
Конечно, пресловутый «Кировский мостовой переход». Конечно, бесконечно анонсируемое начало строительства магистрали «Центральная». Конечно, не менее анонсируемое начало строительство Фрунзенского моста.
Из реализованных обещаний, безусловно, начало создания крупнейшего в стране полимерного комплекса на базе САНОРСа. Можно источать желчь по поводу того, что проект этот Роснефти. Но, в любом случае, власти вполне могут ставить галочку в графе «Привлечение инвестиций».
Лично я уверен, что, не смотря на насущные буксующие проекты, Николай Меркушкин действительно много делает для региона. Но вот в чем неприятность, на то, что бы рассказать это людям он тратит просто непростительные суммы. Я уже как-то считал, во что обходится местному населению содержание всех этих «Волжских коммун», ГТРК, «Губерний», «Согласий. Порядков. Созиданий» и т.д., и т.п. Сколько ушло денег на те же именные письма, адресованные каждому жителю как минимум Самары, запредельные тиражи «Послания», аренда уличных щитов, повально залепленный глупыми агит-стихами общественный транспорт и еще много, много чего.
Обидно и другое, именно этот кандидат фактически полностью сбросил со счетов местные политические и экономические кадры. Виктор Сазонов послушно занимается организацией предвыборных встреч, ратующих именно за Николая Ивановича. Истинный партиец Каримов от лица партии шуршит в том же направлении в Ленинском районе, совершенно не скрывая, что актив всей местной «Единой России» заточен в рамках партийной дисциплины на пропаганду Николая Ивановича. Прочие кандидаты, за исключением Матвеева, тихо улыбаются со своих немногочисленных баннеров и примитивных телевизионных роликов. Местных финансово-промышленных групп не слышно-не видно, а современный аэропортовый комплекс строит одиозный господин Вексельберг. И именно он потом с него и будет стричь купоны. Как думаете, в Самарской области действительно не осталось местных лидеров?