Антикитайский спор с Японией

Feb 18, 2011 23:15



Российско-японская полемика по поводу Курильских островов, обострившаяся еще осенью прошлого года, на минувшей неделе обогатилась новыми подробностями и острыми комментариями, побуждающими экспертно-аналитическое сообщество всерьез задуматься о причинах и мотивах подобного обострения, как в отношении российской, так и японской сторон.

Эксперты обращают внимание и на то обстоятельство, что нынешний виток обострения российско-японских отношений совпал с ужесточением российской внешней политики и по другим направлениям. В частности, было твердо заявлено, что Москва не будет вести переговоры по тактическому ядерному оружию. То есть сама возможность таких переговоров была обставлена таким количеством условий, что рассчитывать на переговоры не приходится. Между тем для Европы и США это очень важная проблема, воспринимаемая в качестве краеугольного камня продолжения курса на «перезагрузку» отношений России с Западом. Кроме того, Сергей Лавров подтвердил еще раз, выступая в Мюнхене: европейцы, НАТО и Соединенные Штаты стоят перед дилеммой - они должны либо принять российские условия «евро-ПРО», либо готовиться к новым неприятностям.


В этой связи наблюдателями выдвигаются различные версии, указывающие на возможные причины и мотивы наблюдаемого ужесточения внешнеполитического курса Кремля. Первая версия указывает на стремление Дмитрия Медведева или его окружения занять более самостоятельную позицию на старте решающего цикла внутриполитической активности, пытаясь привлечь симпатии некоторых консервативных кругов в российской элите, военно-промышленном комплексе и вооруженных силах, обоснованно ожидающих в предвыборный год новых бюджетных ассигнований. Они, конечно, растут, но по сравнению с аппетитами этих групп интересов недостаточно быстро.

С другой стороны, нефтегазовые госкорпорации и связанные с ними политические кланы не заинтересованы в том, чтобы доходы от их бизнеса перекачивались в военную сферу. По понятным причинам не входит в их интересы и охлаждение отношений между Москвой и Токио. Впрочем, пока что нынешняя череда скандальных заявлений и демаршей с обеих сторон, кажется, не повлияла на планы энергетического сотрудничества двух стран: не далее как в январе этого года «Газпром» анонсировал заключение договора о строительстве совместного с японскими партнерами предприятия по производству сжиженного газа близ Владивостока.

В пользу данной версии может свидетельствовать то обстоятельство, что с большинством нынешних задиристых заявлений по вопросам внешней политики, в том числе по вопросу спорных Курильских островов, выступает Дмитрий Медведев. Владимир Путин, в свою очередь, хранит молчание на эту тему, что едва ли можно объяснить только формальным разграничением полномочий внутри правящего тандема. Ведь прежде глава правительства обычно не демонстрировал заметной неловкости, комментируя значимые аспекты внешнеполитического курса страны, определяемого президентом. Между тем, казалось бы, повод для комментариев со стороны премьера более чем весомый: работа, которую проводила команда премьера Путина весь прошлый год по части восстановления контактов между российскими и японскими компаниями - в частности, по ядерному сотрудничеству и так далее, - в значительной степени оказалась обесценена нынешним обострением отношений между двумя странами.

Разумеется, сказанное само по себе отнюдь не исключает и той версии событий, согласно которой Медведев просто озвучивает те установки, которые выработаны, возможно, с его участием, но отражают общую точку зрения российской элиты, а она по каким-то соображениям решила, что сегодня пора показать потенциал своей «жесткой силы». В этой связи остается открытым вопрос о том, кому на самом деле адресованы жесткие заявления Москвы, как будто в насмешку над исторической памятью японцев пообещавшей превратить Южные Курилы в некое подобие «непотопляемого авианосца».

В военном плане контроль за проливами между островами позволяет нашему флоту беспрепятственно выходить в мировой океан и является ключевым элементом обеспечения российских стратегических интересов в тихоокеанском регионе - данное положение уже на протяжении десятилетий остается одним из основных аргументов в дискуссиях на тему будущего спорных территорий. Очевидно также и то, что, учитывая прогрессирующую деградацию военного потенциала страны на Дальнем Востоке в целом, о возможностях стратегического контроля в регионе, включая проливы, можно рассуждать лишь сугубо теоретически. В этом смысле заявленные планы значительного наращивания стратегических и оперативно-тактических возможностей вооруженных сил в регионе представляются вполне актуальными и давно назревшими.

Вместе с тем утверждать, что реальную угрозу российскому Дальнему Востоку в целом и Южным Курилам в частности представляют Силы самообороны Японии, было бы, по меньшей мере, наивно. И дело даже не в том, что «окончательное решение проблемы Южных Курил» гарантированно закрывается одним дивизионом «Тополей», что прекрасно понимают как в Москве, так и в Токио. Япония не только не строит планов наращивания военной силы на границе с Россией, на самом деле она планирует ее сокращение.

Согласно новой политике Япония намерена усилить меры безопасности вокруг островов Рюкю в префектуре Окинава на юге страны, а также в Восточно-Китайском море возле Китая и Тайваня. Очевидно, что этот шаг направлен на противодействие растущей военно-морской мощи Китая.

Рост экономической и военной мощи Китая объективно меняет соотношение сил в АТР. Одновременно с Японией изменения в свои военные планы, так или иначе, вносят все соседи Поднебесной. Южная Корея встревожена той поддержкой, которую Китай продолжает оказывать Северной Корее. Она опасается, что рост китайской военной мощи ограничит возможности США по осуществлению военного вмешательства в случае начала войны на Корейском полуострове.

Индия ускоренными темпами наращивает свои военно-морские силы. Импорт вооружений активизировали Вьетнам и Малайзия. Крошечный город-государство Сингапур сегодня становится одним из 10 мировых лидеров в области импорта вооружений. Австралия в течение 20 предстоящих лет намерена потратить 279 миллиардов долларов на новые подводные лодки, эсминцы и истребители.

В совокупности все эти усилия представляют собой процесс одновременного наращивания вооружений в азиатско-тихоокеанском регионе, осуществляемый в таких масштабах и такими темпами, которые являются беспрецедентными со времен гонки вооружений в холодной войне между Америкой и Советским Союзом. Это наращивание происходит в момент, когда мировой баланс военных сил меняется в паре с экономическим балансом. Китай начинает создавать вооруженные силы, соответствующие его мощной экономике.

К слову, в Вашингтоне на днях был представлен очередной документ «Национальная военная стратегия», в котором говорится, что «стратегические приоритеты и интересы» США все больше сдвигаются в сторону азиатско-тихоокеанского региона. В этом документе Пентагона по вопросам стратегии говорится, что Соединенные Штаты намерены «выделять новые ресурсы и уделять повышенное внимание» Южной и Юго-Восточной Азии. Таким образом, взаимоотношениям между Москвой и Токио, в том числе на их нынешнем остром этапе, едва ли можно дать адекватную оценку, не учитывая фактор Китая. Расширение его экономических и политических возможностей, в том числе в регионах Азии и Тихого океана, сегодня с опаской воспринимается как Москвой, так и Токио. И, по сути, Россия и Япония, несмотря на сохраняющиеся определенные трудности, являются не столько конкурентами и соперниками, сколько потенциальными партнерами.

А громкий дипломатический скандал между Москвой и Токио, возникший буквально на пустом месте в связи с чередой взаимных откровенно провокационных действий и заявлений российской и японской сторон, - в свою очередь, оказывается удобным прикрытием для обоюдного наращивания военного потенциала в неспокойном регионе, стратегическое значение которого в последние годы стремительно нарастает. И одновременно инструментом решения определенных внутриполитических задач как для премьера Наото Кана, так и для президента Дмитрия Медведева.

В этом контексте вполне логичным представляется и то обстоятельство, что инициативу в наращивании российского военного присутствия на Дальнем Востоке взял на себя президент Медведев. Идею неизбежности российско-китайского конфликта в долгосрочной перспективе уже не первый год культивируют стратеги в Вашингтоне, которые имели возможность неоднократно и в самых различных формах донести эту мысль до российского президента в рамках активизировавшихся контактов по линии Россия - США и Россия - НАТО.

Потенциальным конфликтом с РФ американцы спекулировали, в том числе в декабре 2009 года, когда дипломаты США, включая госсекретаря страны Хиллари Клинтон, вели переговоры с Китаем о возрождении биполярного мира. По замыслу Вашингтона, КНР должна была занять место СССР и разделить с Соединенными Штатами мир на сферы влияния. Одним из аргументов США в пользу этой идеи был именно потенциальный конфликт между Китаем и Россией. «Пекин продолжает рассматривать Москву как самого надежного международного партнера, однако полагает, что долгосрочные интересы России не до конца совпадают с китайскими», - убеждают все заинтересованные стороны авторы опубликованного Пентагоном в прошлом году доклада «Военное и оборонное развитие Китайской Народной Республики-2010».

По имеющимся оценкам, скорее всего, кабинет Наото Кана долго не продержится: либо сменится в очередной раз премьер в рамках той же партии, либо, может быть, вернется Либерально-демократическая партия, которая управляла Японией бессменно до 2009 года. Тогда можно ожидать, что ситуация нормализуется, то есть вернется к тому спокойному тупику, в котором она пребывала все последние десятилетия. Если говорить о перспективах какого-то более фундаментального разрешения российско-японского территориального спора - похоже, что на двустороннем уровне оно просто невозможно. И для Японии, и для России это стало вопросом иррациональным, вопросом национального престижа. Но если ситуация в Азии в целом будет меняться - а она будет меняться в ближайшие годы в связи с усилением Китая и переформатированием всего стратегического ландшафта, - то может наступить понимание и в Токио, и в Москве: ситуация для обеих стран настолько сложная, что им надо как-то менять систему приоритетов; что есть стратегические вопросы, которые важнее, чем бесконечный спор об островах. Возможно, тогда стороны смогут посмотреть на эту тему под другим углом зрения.

Подробнее читайте на сайте Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования.

китай, геополитика, курилы, индия, япония

Previous post Next post
Up