Предсвяточными вечерами
Декабрьские зимние вечера самые длинные и протяжные в году. Такими вечерами хорошо петь такие же длинные и протяжные песни, как, например, известную народную песню «Ой вы, кумушки». Многие с ней знакомы по фильму А.Тарковского «Ностальгия», где она звучит в начале фильма, накладываясь на «Реквием» Верди, а также в финале кинокартины.
В фильме используется песня в исполнении очень известной в кругах фольклористов бабульки Ольги Федосеевны Сергеевой.
В нынешние времена такие песни - действительно разве что повод для ностальгии, так как мало кто будет их певать, сидя дома у окошка зимним вечерком. Сейчас у народа есть высокоскоростные интернеты и можно послушать какие-нибудь современные мелодии и ритмы зарубежной эстрады. Но если спеть «Кумушек» мы уже не можем, то ведь хотя бы сможем поговорить про эту песню. И поговорим. (Под катом также ещё 4 аудиозаписи).
Народность
Раз уж «Кумушки» считаются народной песней, то для начала стоит поговорить о смысле и сути понятий народное творчество, народность.
Правильно говорить о народном, народности в искусстве, как о национальном. То есть, как о творчестве, отражающем образ мыслей, чувств, тьму обычаев, поверий и привычек конкретного народа. В этом отношении, например, Дмитрий Шостакович не менее народен, чем песнопения крестьян где-нибудь в Курской области России.
Другое дело, что сейчас у отдельных мыслителей в отношении искусства часто встречается такой социально-сословный дуализм: «народное - элитарное». То есть имеется с одной стороны творчество представителей так называемых социальных элит, как, например, музыка короля-музыканта Фридриха Великого, а с другой стороны - песни простолюдинов и прочих рабоче-колхозников. Другими словами, у элитариев свои свадебные песни, а пролетариев - свои.
Казалось бы, «Кумушки» - типичный представитель сельского творчества. Песня в конце 20-го века стала известной благодаря исполнению Ольги Федосеевны Сергеевой - обычной крестьянки из Псковской области, на которую в 70-х годах прошлого века как-то наткнулись исследователи русского фольклора. Ольга Федосеевна отличалась замечательной музыкальной памятью, и при жизни стала ходячей энциклопедией обиходных деревенских песен Псковщины.
Этот сельский, деревенский аутентизм, выражаемый также в особом сельском говоре - «пойдети», «вянки», «будети» - пытаются подчёркнуто копировать в своих исполнениях «Кумушек» даже профессиональные певицы. Для примера заслуженная артистка РФ, Евгения Смольянинова.
На самом деле не так уж просты эти «Кумушки». Песня была актуальна ещё в 19-веке и певалась не только крестьянками в поле, но и под гитарные переборы в домах богатых мироедов-купцов и фабрикантов, что отражено в пьесе А. Н. Островского «Бедность не порок». И что самое главное, сама лирическая героиня песни не так уж проста: например, письмами переписывается со своим дружком.
Про лирическую героиню «Кумушек» вообще невозможно сказать, кто она такая - какого сословия, девица, замужняя, вдовая. Практически перед нами внесословный внесоциальный русский национальный женский архетип, который может быть применим как к социальным низам, так и верхам. Оттого и финал у песни в разных исполнениях бывают разный, начиная от просто любовных недоразумений
Ваши друзья гостинцы шлют,
А мой не прислал.
заканчивая трагедией войны
Ваши дружки с войны пришли,
А мой не пришел.
Такая вот монодия
Есть сайт
kumuhki.narod.ru, где собрано более сорока различных исполнений песни «Кумушки». И, что интересно, половина певиц, подражая Ольге Федосеевне Сергеевой, тоже исполняют песню одноголосием, безо всякого аккомпанемента, а капелла. Хотя такое одноголосие, казалось бы, можно объяснить разве что бедностью, когда у исполнителей даже на балалайку денег нет.
На самом деле одноголосие здесь имеет собственное художественное значение. Во-первых, одноголосие потому, что «Кумушки» - это песня одиночества. Одноголосие как одинокий голос, одинокоголосие.
Во-вторых, одноголосие - это самостоятельный музыкальный склад, который не нуждается в аккомпанементе, так как не содержит в себе тонального контекста. Одноголосая песня исполняется как одним человеком, так и несколькими исполнителями в унисон или октаву. Для примера запись в исполнении Игоря Печерский и Насти Тюниной. Во-первых, это хороший пример домашнего, как бы для себя безыскусного пения, как обычно раньше и пели по хатам при лучине. Во-вторых, дуэт женского голоса и мужского пения без слов в песне «Кумушках» производит особый лирический эффект.
Для аккомпанемента одноголосой песни хорошо подойдёт естественные натуральные звуки - пение птиц, журчание воды, эхо. А вот баян здесь особо не нужен.
Хотя, конечно же, одноголосые песни, которые преобладает в песенном фольклоре многих народов, можно пробовать исполнять под баян, гитару и т.д. Но так как одноголосый склад не несёт тонального контекста, то при переложении «Кумушек» на аккорды мелодия песни модифицируется и обязательно приобретёт другие интонации. Игра с переложением одноголосия часто совсем не стоит свеч и песню просто пересочиняют на новый лад, оставив только текст, как, например, Жанна Бичевская.
Праматерь Шостаковича
То есть, говоря академическим языком, народная песня «Кумушки» страшно далека от народа, так как не относится к гомофонному музыкальному типу, к которому в свою очередь относится вся современная народная (в смысле массово-популярная) музыка, начиная с бардовских песен, советской эстрады и заканчивая «Битлз», рок-н-ролом и оркестром Поля Мориа. Гомофонно-гармонический - это тип музыки, который предполагает разделение голосов на главный и вспомогательные сопровождающие голоса.
При этом, снова говоря академическим языком, народная песня «Кумушки» страшно близка к современной академической музыке с её тотальной полифонией - это когда в музыкальном произведении голоса самостоятельны и равноправны. В 20-м веке на музыкальное мышление полифонистов, в том числе и, например, Дмитрия Шостаковича большое влияние оказал двенадцатитоновый метод Шёнберга. Но можно также утверждать, что изначальным истоком симфонической музыки того же Дмитрия Шостаковича, являющегося величайшим полифонистом 20-го века и не только, были одноголосые народные песни.
Именно академический вариант «Кумушек», созданный нынешним российским композитором Леонидом Аркадьевичем Десятниковым, можно назвать самым удачным современным переложением песни, в котором не потерялась её самобытная колоратурность, интонация и даже говор - «пойдети», «мене», «к ряке». Этот академический вариант «Кумушек» входит в альбом «The Russian Seasons» 2003-года, под названием «Духовская». Песня представляет собой сочинение для голоса и смычковых в исполнении сопрано и струнного оркестра.
Леонид Аркадьевич Десятников - современный советский и российский композитор с хитрой хохлятской физиономией уроженец Харькова. Лауреат Государственной премии РФ. Умудрился побыть не только художественным руководителем Большого театра России, но и стать членом Союза кинематографистов России. Снаружи очень похож на постмодерниста, если почитать его интервью или дурацкие буклеты к его музыкальным альбомам. Но внутри, на уровне своей музыки, он наш, как Штирлиц в тылу врага, настоящий.
Полифоническое единство «Кумушек» и струнного оркестра у Десятникова очень органично. Так как именно смычковые инструменты в музыкальном отношении очень близки к одинокому человеческому голосу, к одинокоголосию народных песен. И можно сказать, что голоса скрипок и альтов оркестра Гидона Кремера и есть тут те кумушки, к которым обращается лирическая героиня песни в исполнении Юлии Корпачёвой.
Эти академические «Кумушки» Десятников - мои самые любимые.