Оригинал взят у
olia_ialo в
"...в восторженном волнении от этой несказанной красоты..." Сергей Виноградов. 13.7.1869-5.2.1938![](http://ic.pics.livejournal.com/olia_ialo/16947880/229017/229017_600.jpg)
...Рубеж XIX - начало ХХ веков стал переходным периодом в русском искусстве - кризис идей передвижничества, появление новых объединений «Мир искусства», Союз русских художников, «Голубая роза». Мирискусники, противопоставляя себя академистам и передвижникам, стремились к синтезу искусств, культ натуры заменялся культом стиля, их увлекали прошлые времена.
На Первой выставке русских и финских художников участвовали петербургские и московские живописцы. Здесь же экспонировались народные и декоративно-прикладные изделия из мастерских в Абрамцево, имении
С.И. Мамонтова. Сергей Арсеньевич был в рядах преобразователей, поддерживаемый Коровиным и Переплетчиковым, он проводит большую организационную работу. В залах Строгановского художественного училища 26 декабря 1901 года открывается «Выставка работ 36 художников», на которой вместе с москвичами представили свои картины и несколько петербургских живописцев:
А. Архипов,
М. Аладжалов, И. Браз, Л. Бакст,
А. Бенуа, С. Виноградов,
М. Врубель,
Н. Досекин, С. Иванов, К. и
С. Коровины,
Л. Пастернак, В. Переплетчиков и другие. Афишу и марку выставки замечательно выполнил М. Врубель: составной частью туда вошел и герб Москвы с изображением Георгия Победоносца.
Запомнилась москвичам и вторая выставка в следующем году. В декабре 1903 года на основе этих выставок московскими художниками был создан Союз русских художников. Новое объединение предоставляло членам право на свободное самовыражение, поощрялось утверждение русской национальной самобытности. Новые качества живописи, основанные на пленэрных достижениях импрессионизма, стали отличительной чертой творчества членов Союза русских художников. В его состав вошел и С.А. Виноградов, постоянно избираемый в комитет. Он активно участвовал на всех выставках, которые поначалу проходили только в Москве и Петербурге, а со временем и в других крупных городах России, и за границей. В этом же году живописец выходит из Товарищества передвижных художественных выставок.
Еще до создания Союза русских художников, на рубеже веков, Виноградов отправляется в Париж.
![](http://ic.pics.livejournal.com/olia_ialo/16947880/229300/229300_600.jpg)
орошо зная французский язык, он чувствовал себя свободно, был на открытии салона «Шан де Марс» на Елисейских полях, где дивился тысячам посетителей, заполнявших залы современного искусства. Сергей Арсеньевич должен был помочь московскому миллионеру и коллекционеру Михаилу Абрамовичу Морозову в выборе картин французских живописцев. Москвичи приобрели работы
П. Гогена,
Э. Дега, де ла Гандара, П.А. Беннара, А. Воллона, Ж.Л. Форена и многих других европейских художников. Целые вагоны картин уходили из Парижа в коллекцию М.А. Морозова, выбранные С.А. Виноградовым.
Еще не раз приезжал Виноградов в Париж, любимым местом для него стала галерея Дюран-Рюэля, где были собраны картины самых знаменитых импрессионистов. «Не в силах передать Вам свои переживания перед работами
Э. Мане и
Ренуара, свое восхищение их несравненным мастерством. Имел я счастье и лично видеть, как пишет П.О. Ренуар, уже тогда семидесятилетний старик. Он работал по целым дням, сменяя одну модель другой, когда первая уставала, - писал, переходя от одного мольберта к другому… Из него ”лилась живопись рекой”».
Виноградов часто, особенно в летнее время, бывал в имении Мамонтовых Головинка, в память о котором остались его полотна «Охота с борзыми» (1907), « В гостиной. В Кочетах» (1911). Уклад барской усадьбы нравился Виноградову, который нашел в ней массу привлекательных мотивов для своей работы. Почти десять лет изображал он ее осенней порой и в весеннюю распутицу, в цветах и среди засыпанных снегом деревьев. «Головинка - красивейшая усадьба, поэтическое дворянское гнездо со всем укладом настоящего барства», - писал художник. Здесь написаны: «В усадьбе осенью» (1907), «Летом» (1908), «Сад», «В усадьбе. В марте» (все - 1909),
Усадьба, «Цветник» (обе - 1910), «Весна идет» (1911) и многие другие.
На Международной выставке в Мюнхене в 1909 году художник за картину «Летом» получил вторую золотую медаль. А еще через три года (в 1912 году) Академия художеств присваивает Виноградову звание академика. Замечательны и работы в жанре интерьера, выполненные на мамонтовской даче в Головинке, зачастую названные художником
«В доме». А в Москве Виноградов - в среде своих коллег, входит в популярный литературно-художественный кружок, участниками которого были многие известные творческие люди. Еще в начале 1890-х годов московский издатель А.Д. Ступин привлек художника к работе над оформлением книг для школьников и широкого круга людей, авторами которых были известные писатели. И Виноградов иллюстрировал русские народные сказки, былины, сказку князя Львова «Два Ивана». И здесь он тоже остается жанристом: сюжеты его иллюстраций раскрывают содержание книг. В 1915 году участвует вместе с другими в оформлении альманаха «Клич»: для нее художник написал картину
Играет. Рисунки Виноградова есть и в литературно-художественном сборнике «В помощь пленным русским воинам». В 1916 году он участвует в иллюстрировании сборника стихотворений В. Гиляровского «Грозный год».
Крымские пейзажи художника, созданные за время поездки в два следующих летних сезона, составили серию «На юге». Ведущие вверх узкие улочки Гурзуфа и Алупки, поселок у подножия живописной горы Ай-Петри («Ай-Петри», 1917), экзотический базар в Ялте, сияющее море с купальщицами («У моря»;
Летний день - обе 1917)… Все они были представлены на XV Выставке Союза русских художников, открытой в декабре 1917 года в помещении Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
![](http://ic.pics.livejournal.com/olia_ialo/16947880/229700/229700_600.jpg)
Разруха и голод послереволюционного времени застали Сергея Арсеньевича в Москве. Поначалу революция кажется ему овеянной романтикой, он даже принимает участие в оформлении Кремлевского ансамбля к Первой годовщине Октября в 1918 году. Но на глазах художника происходило разрушение многовековой русской культуры, крушение всех этических и эстетических норм. Засилье левых течений в искусстве приводило к фактическому вытеснению из жизни реалистического искусства. Разграбление дворцов и уничтожение памятников культуры заставило правительство принять ряд постановлений об охране ценностей. В 1918 году Виноградов - хранитель большой коллекции художественных ценностей дворца П.И. Харитоненко, которую хорошо знал.
...Ранней осенью 1924 года С.А. Виноградов приехал из Америки в Ригу, где находит поддержку Николая Петровича Богданова-Бельского, который живет здесь уже три года, устраивает выставки своих картин и, кажется, уже получил признание рижан. В начале 1925 года Виноградов уже не один, из Москвы приезжает Ирина Казимировна Войцеховская, привозит картины художника и остается с ним - до конца его дней. В мае они вместе с Богдановым-Бельским едут в латгальское имение Лобарж (Лабваржи), расположенное примерно в десяти километрах от провинциального городка Резекне.
Здесь он в первый приезд написал четырнадцать пейзажей, в том числе «Усадьба летом»,
В усадьбе осенью, «Латгальский пейзаж. Шоссе», «У озера». Его постоянной моделью становится Ирина Казимировна (
Утро («И.К. Войцеховская»), 1925).
Целый ряд прекрасных полотен возникает одно за другим («Дорога в лесу. Лобарж», 1926; «Золотая осень»); «Сбор яблок»; «Сироты»; «По грибы»; «Деревенские девочки», 1927). Часто он проводил лето в Латгалии с учениками, раскрывая в них интерес к природе. И результат был замечательный: работы студийцев были показаны на выставках в 1930-1933 годах.
В апреле 1935 года в просторных помещениях, арендованных на улице Калпака, прошла его персональная выставка. Среди живописного великолепия гармонично смотрелись картины с
ансамблем Псково-Печерского монастыря. «Удивительное чувство я всегда испытывал при входе в монастырь - вся современность, всяческие ”сегодня” совершенно отходят и так делается упоительно и славно на душе», - отмечал художник.
![](http://ic.pics.livejournal.com/olia_ialo/16947880/229531/229531_600.jpg)
Живописные работы художника «Ранняя весна», «Жаркий день», «Озеро Марас» и другие были положительно отмечены в печати и латышскими критиками. Все отмечали красоту выставки и высокий творческий уровень работ Виноградова. После закрытия выставки несколько полотен были отправлены в Амстердам на передвижную выставку русских художников-эмигрантов.
Вместе с обосновавшимися после революции в европейских городах мастерами, среди которых большинство были известны еще в России, он участвовал в выставках с середины 1920-х годов: в Копенгагене (1927), Брюсселе (1928), Праге (1928, 1931), Белграде (1930), Берлине (1930), Осло (1932, 1934), Стокгольме (1937) и других. Из рижских художников вместе с ним представляли свои работы и Н.П. Богданов-Бельский и К.С. Высотский.
В 1936 году он встретился в Лобарже с любимым писателем, приехавшим из Парижа,
И.С. Шмелевым. Картины «Богомольцы» и
К преподобному, выполненные в начале творческого пути, по содержанию имеют много общего с рассказом писателя «На богомолье».
Художник использовал многие приемы импрессионистов, в частности особое внимание уделял передаче эффектов освещения. В 1900-х сосредоточился на пейзаже в уже абсолютно импрессионистическом духе, с непосредственностью пленэрного восприятия натуры, в свободной живописной манере, яркими, насыщенными цветами, светлым свежим колоритом. Среди членов Союза русских художников, увлекавшихся темой старинных русских усадеб (подобно
Станиславу Жуковскому и Леонарду Туржанскому) выделялся как мастер «солнечного света», которым буквально залито большинство его пейзажей…
Вот как Виноградов описывал свою последнюю осень: «Золотая осень в неописуемой красе! Вода в озерах стала темно-синяя, а небо глубокое, темно-голубое… В липовую старую аллею как войдешь - она полыхает золотом… Все время в восторженном волнении от этой несказанной красоты я. А в дом войдешь - пахнет яблоками, антоновкой. Яблоки повсюду: на подоконниках глубоких окон… на столах, на полу в нежилых сейчас комнатах… А в кухне маринуют боровики, солят рыжики, все впрок на зиму. А пахнет-то как хорошо этими солениями. Никуда не хотел бы ехать из деревни. По луговинам, по жнивьям стелется паутина. В поле копают картошку, и на фоне серой земли яркими пятнами горят платки и платья копающих баб. Кончаются последние деревенские работы на полях. Взошли уже изумрудные озими. Что за краски всюду сейчас… Как хочется жить и писать…»
Колонка на портале "Воскресный день"