180 лет со дня рождения российского педагога и просветителя Сергея Рачинского. 10.6.1833-15.5.1902

Jun 10, 2013 21:16

Оригинал взят у olia_ialo в 180 лет со дня рождения российского педагога и просветителя Сергея Рачинского. 10.6.1833-15.5.1902




Посмотрите, уважаемый читатель, на репродукцию картины русского художника Н.П. Богданова-Бельского Устный счёт в народной школе С.А. Рачинского. На ней в образе сельского учителя художник оставил нам портрет своего любимого педагога Сергея Александровича Рачинского. Рассмотрите картину внимательно. Видите по правую руку от учителя мечтательного мальчугана, сосредоточенно ищущего решение задачи? Этот мальчик и есть будущий художник Николай Петрович Богданов-Бельский (1868-1945), которому С.А. Рачинский своим педагогическим талантом открыл дорогу «в люди». Точное число таких ребятишек, которые стараниями Рачинского нашли верный путь в жизни, неизвестно никому. С.А. Рачинский отдавал детям свой талант и тепло своей души щедро и бескорыстно…
Занимаясь начальным образованием крестьянских детей, С.А. Рачинский заметил постоянное стремление смышлёных ребятишек к умственному развитию. И неожиданно для самого себя он нашёл для этого эффективные и простые в условиях сельской школы упражнения - устный счёт. Устные вычисления оказались таким  увлекательным занятием, что, по признанию самого Рачинского, дети просто замучили его просьбами давать им всё новые и новые задания. Сергей Александрович писал, что для него, немолодого уже человека, было совсем непросто каждый день выдумывать десятки задач. Но однажды задачи для устного счёта стали будто бы сами рождаться в его сознании, причём все деления получались без остатка. Этот факт лишь подтверждает мнение самого Рачинского, что устный счёт полезен для людей любого возраста.
Почему же Сергей Александрович настаивал на пользе постоянных упражнений в устном счёте? Дело в том, что сам по себе устный счёт - не самоцель. Посредством устного счёта развиваются гибкость мышления, стремление к каждому замочку подобрать свой ключик, порою не один. Умение выделить главное, расчленить проблему на составляющие, наметить очерёдность их решения - всему этому учит устный счёт людей любого возраста и социального положения. Устный счёт является прекрасной иллюстрацией одного из основных законов философии: здесь количество решённых задач неизменно переходит в качество мышления. Это особенно ценно для детей и подростков. И как мышцы растущего ребёнка требуют постоянной физической активности, так и развивающийся детский интеллект требует нагрузки умственной. Сергей Александрович Рачинский, будучи доктором биологии, понимал это, как никто.
Конечно, в то время дети не получали такого объёма информации, которое обрушивает на современного ребёнка (да и на нас с Вами) электронная индустрия, и может сложиться мнение, что уж сейчас-то вопрос о развитии интеллекта успешно решён. Но не всё так просто.  Дело в том, что информацию в современном мире мы самостоятельно почти не добываем. Она всем нам преподносится в готовом, «разжёванном» виде. Нам не надо делать усилий, добывая её. Нам остаётся только её «вкушать», а этим убивается в человеке способность к творчеству, к критическому мышлению. Отсутствует основное условие развития: противоречие между имеющимся и желаемым количеством информации. Такая практика воспитывает пассивного всеядного обывателя с элементарными духовными потребностями и полуспящим сознанием.
Вот почему в современном мире устный счёт можно приравнять к занятиям спортом: дело не в процессе, а в результате, хотя и сам процесс многим доставляет удовольствие. Можно сказать, что устный счёт является одним из эффективнейших тренажёров для «накачивания ума»...

Подробнее на портале "Воскресный день"

Примеры задач из книги «1001 ЗАДАЧА для умственного счёта в школе С.А. Рачинского»*:

Задача № 6

Куплены 31 десятина леса по 32 рубля и 28 десятин по 36 рублей. Сколько стоит вся земля?
Решение
31 = 30+1;   28 = 30 - 2.
32x31 + 36x28 = 32x(30 + 1) + 36x(30 - 2) = (960 + 32) + (1080 - 72) = (960 + 1080) + (32 - 72) = = 2040 + 32 - 72 = 2072 - 72 = 2000 (руб.).
Ответ: 2000 руб

Задача № 132

Улитка проползает 25 саженей за 1 час 12 минут. За какое время проползёт она версту?
Решение
Из таблиц узнаём, что в версте 500 саженей. 1 час 12 минут составят 72 минуты.
500:25 = 20 (частей в 500 саженях по 25 саженей), 72×20 = 72×2×10 = 1440 (минут) - будет ползти улитка, а поскольку в часе 60 минут, то
1440:60 = (:10) = 144:6 = (:2) = 72:3 = (60 + 12):3 = 60:3 + 12:3 = 20 + 4 = 24(час) = 1 сутки.
Ответ: за 1 сутки.

* В задачах С.А. Рачинского високосный год либо оговаривается особо, либо на него намекает условие задачи. А чтобы избавить читателя от необходимости обращаться к справочникам мер и весов, в тексте и на форзацах книги приведены все необходимые данные.

юбилей, русские живописцы, подвижники, вокруг чтения, "Воскресный день", детское, дети

Previous post Next post
Up