Онегин, опера и шмотки

Apr 30, 2013 20:20

Нечего надеть!

Сегодня у нас будет что-то вроде журнальчика мод. Надо же культурному человеку следить и за тенденциями в области модных фасонов одежды - хотя бы театральных.

Театр действительно начинается с вешалки в гардеробе, ведь опера - это костюмированное действо. Костюмы в театре важны не только для артистов. Многие зрители, особенно зрительницы, если вдруг сочтут, что им в театр, что называется, «нечего надеть», так могут со злости и на спектакль не пойти, даже если билет уже куплен.

Я помню времена, когда в прессе весьма сурово обсуждался вопрос о том, прилично ли порядочному гражданину прийти в оперу, например, без галстука. Такое вот жуткое было раньше время.

Но нынче вопрос одежды в театре стоит не так остро. Причём - не только для зрителей, но и для артистов. Согласно современным догматам сценографии, артисты должны играть в одежде из ближайшего гипермаркета независимо от эпохи, в которой происходит действие. Действительно, когда на сцене каждое действующее лицо, например в «Травиате», одето в двубортное драповое пальто, и каждый зритель в зале тоже одет в двубортное драповое пальто, то разве ж это не прекрасно!?

Но всё-таки начинать знакомство с великим искусством сценографии хотелось бы с классической сценографической традиции, которая требует не только соответствия костюмов стилю эпохи, в которой происходит действие. Частая перемена костюмов сама по себе хороша для визуального разнообразия.

В этом отношении отметим оперу Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин» в постановке современного канадского режиссёра Роберта Карсена на сцене Метрополитен Опера (видеозапись 2007-го года). Эта постановка привлекает внимание именно тем, что вся сценография здесь сконцентрирована исключительно на костюмах. Несмотря на то, что в этой постановке замечательно поют Дмитрий Хворостовский, Рене Флеминг, Рамон Варгас, мы обратим внимание не на их голоса, а на их шмотки.



И раз у нас сегодня журнальчик мод, то под катом картинок будет больше чем текста (30 картинок), и даже будет видео с переодеванием.

Роберт Карсен

Роберт Карсен - это современный, известный, молодой, модный, красивый, умный, успешный, брильянтовый оперный режиссёр из Канады. Он ставил оперные спектакли по всему миру, в том числе и в России.

Роберт Карсен - режиссёр без комплексов, не чуждый «режоперства», и способный не только одеть артиста на сцене в двубортное драповое пальто, но и полностью его раздеть. Но вот, что интересно, модернизировать «Онегина» у Карсена не получилось. Как признался сам режиссёр: «Оперу „Евгений Онегин“ сложно осовременить».
Возможно это потому, что «Евгений Онегин» Пушкина - не только любовный роман в стихах, но и ещё попытка поэта написать энциклопедию русской жизни. И почему бы оперу «Онегин» не рассмотреть отчасти как что-то вроде энциклопедии русской моды?

Хотя тут есть один важный момент. Историческая музейная дотошность и точность в отношении моды той или иной эпохи на сцене не только труднодостижима, но и вряд ли необходима. Всё-таки костюм в спектакле - это средство художественной выразительности, а не музейный экспонат.

И в своей сценографии «Онегина» Карсен как раз демонстрирует чувство костюма как выразительного средства, сконцентрировавшись полностью на одежде и не отвлекаясь даже на интерьер. В качестве интерьера он оставил на сцене практически только одни стулья, которые, правда, будут присутствовать везде - даже во вступительном слове Михаила Барышникова к этой, безусловно, экстраординарной опере.



Вне времени и моды

Одежда, как ничто другое, несёт на себе отпечаток конкретного исторического времени. Однако есть вид костюмов, который давно перестал олицетворять конкретную историческую эпоху. Это фрак. Рождённый «рассудку вопреки, наперекор стихиям» в 18 веке во Франции как необычный симбиоз военной и светской одежды, фрак в наши дни превратился, как и классическая музыка, во вневременное явление.

Символично, что дирижёр во фраке - это обычно первое, что видит зритель с начала представления оперы. Дирижёр в этой постановке «Онегина» Валерий Абисалович Гергиев, одетый с некоторой небрежностью гения в чёрный фрак, конечно же, прекрасен.



Русские пейзане

«Евгений Онегин» - опера в трёх действиях. И в каждом из этих трёх действий представлен свой особый тип вечеринки: крестьянская, именины провинциалов и бал столичной публики. Опера Чайковского - это ещё и энциклопедия вечеринок. А вечеринки - это там, где по одёжке не только встречают, но и провожают.

Действие первое. Русская деревенская глушь у Карсена сценографически выражена скупо: практически пустая сцена, как синоним бескрайних русских полей и просторов, усыпанных «болдинскими» осенними листьями. И, конечно же, берёзки.



Деревенская жизнь, как нам всем известно из уроков природоведения в школе, вся подчинена хозяйственным нуждам. В постановке Карсена даже помещица Ларина, бывшая столичная штучка, занята сельхозработами по переработке плодоовощной продукции. Хозяйственным отношениям подчинена и её практичная одежда. Оставив городскую привычку одеваться «по моде и к лицу», она приобрела новую привычку носить фартук и практичный чепец.



Праздники в деревне тоже хозяйственные. Появляются русские пейзане дабы отпраздновать завершение хозяйственно-полевых работ. Все как один в русской народной пейзанской одежде. Кто сказал - в каторжанской?



И всё простые русские лица. Напрасно думать, что арапы здесь случайность. Арапы, вот Александр Сергеевич не даст соврать, во времена Пушкина в России уже были и приносили немало пользы государству российскому.



Там где праздник и гулянье, там всегда будет и батюшка. Ну и что, что он с ремнём на пузе, как дембель советской армии? Между прочим, полностью копировать в спектаклях священническое облачение некоторые даже считают святотатством.



А вообще, церковная мода - очень занятная вещь. Для знатоков ниже пример современной церковной одежды в Беларуси в аналогичном, как и в опере, случае освящения уборочной страды. А вы вот и не догадывались, что Беларусь - центр креативной клерикальной фэшн.



Модные аксессуары для девушек

Татьяна, русская душою, в исполнении Рене Флеминг естественно возле берёзки и с книжкой в руках. Книжка - это не только пища для ума и сердца, но и обязательный атрибут одежды любой русской юной леди.



А вот вострушка Елена Заремба в роли Ольги считает, что лучший аксессуар к одежде девушки - не книжка, а желательно тот, кто сам эти книжки пишет - в данном конкретном случае поэт Ленский, он же сладкогласый Рамон Варгас. Умная девушка.



Но когда вокруг сплошная идиллия, то жди беды. И беда явилась и не запылилась - друг Ленского Евгений Онегин, он же Дмитрий Хворостовский. Даже в колхозе имени помещицы Лариной как денди лондонский одет.



«Ты чуть вошел, я вмиг узнала, вся обомлела, запылала…»



Ночь, кровать, стол, стул, бумага. Волшебный яд желаний и ночнушка превращают Татьяну в ночное влюбленное привидение. Влюблённый призрак собирается писать письмо Онегину.



Действие волшебного яда длится недолго и Татьяна уже сожалеет о письме. На свою первую свиданку в жизни она идёт как на расстрел.

И вот как приличные девушки должны одеться на расстрел? Вопрос непростой. Наверное, это должно быть какое-нибудь незамысловатое сиреневое платье.



И обязательно закрытый воротничок девичий кружевной. О, боже мой!



Свиданка. Онегин - олицетворение торжества абсолютного и холодного разума. Застёгнут и укутан так, что кажется вот-вот пойдёт снег, и любовь Татьяны замёрзнет и умрёт тихо, как О-Рин на горе Нараяма.



Вечерина провинциалов

Без окон, без дверей полна горница людей - это бал в гостиной дома Лариных по случаю именин Татьяны в сценографии Карсена. Действие второе.



Судя по тому, что в цветах одежд собравшейся публики преобладают оттенки благородных металлов, перед нами гуляет местная провинциальная элита. Можно даже сказать, «золотая молодёжь».



Человек в военной форме - это всегда, что ни говори, человек в военной форме. Да и котильон военные резвее других танцуют.



Костюмчик Онегина местная публика тоже оценила по достоинству: «Гляньте-ка, гляньте: Танцуют пижоны!».



Провинциалы, конечно же, кого хочешь достанут и доведут до белого каления. А вымещаем мы своё раздражение всегда на самых близких и тех, кто к нашим обидам меньше всего причастен. Меньше всего причастен к обидам Онегина его близкий друг Ленский. И вот если бы не была изобретена одежда, то за что бы хватали друг друга приличные люди во время ссоры?



Гардероб дуэлянта

Дуэль - это такое особое мероприятие, одеваясь перед которым, придётся признавать, что вероятно одеваешься на собственные похороны, и надо бы выглядеть соответствующе. С другой стороны есть не меньшая вероятность, что одеваешься на похороны своего визави, и надо бы на этих похоронах не простудиться. И эта нехитрая логика всегда налагает определённые требования на стиль гардероба дуэлянтов.



А стреляться нужно в белой рубахе. Ни в цветочек, ни в полосочку, и даже не в вышиванке, а только в белой.



Бал метросексуалов

Апофеоз костюмированного действа - переодевание Хворостовссго перед третьим действием, которое начинается сразу же за картиной дуэли. Невозможно отказать себе в удовольствии, чтобы не показать эту сцену целиком и не полюбоваться холёными рожами лакеев.



Действие третье. Бал у одного из петербургских сановников. Собрался высший свет. Все в чёрном. Можно предположить, что это все в трауре по своей рано потерянной невинности. (Но это в нашу эпоху урбанизации приходит концепция изысканности и сексуальности черного цвета - во времена Онегина так не считали.)



Появляется главная героиня, и не одна. Прошло немало лет после злосчастной дуэли. Ужель та самая Рене Флеминг? Ей уже больше не нужно изображать хрупкую девочку и можно раскрыть весь свой «потенциал» взрослой дамы. Её чёрный наряд - как знак человека самостоятельного и реализовавшегося.



Обычная история. Была серая мышка и не нравилась. А вышла замуж, расцвела и начинается тут: «Я так ошибся! Я так наказан!» (И я таким когда-то был.)

Онегин влюблён. Он снова встанет на пути Татьяны, как призрак оперы беспощадный. Даже чёрный фрак сияет. И надо признать, Хворостовский умет «безумно» хохотать.



Не говорите мне «прощай», не говорите!

Последняя картина, где Евгению и Татьяне придётся проститься каждый со своей любовью.



Ларина сделает это добровольно, а упирающегося судьбе Онегина неизбежный жребий расставанья сломает. А счастье было так возможно, так близко.



Меня привлекли в этой последней сцене немного странные штанцы на Хворостовском. Такие вот нефрантовые даже помятые на резинке штанцы, например, одевают перед дальней дорогой где-нибудь в поезде далёкого следования, где нет особого смысла франтоваться. Пытаясь найти название этим штанцам, ничего иного, чем «Позор! Тоска!», я лучше выдумать не мог.



Занавес.

наше всё, театр, Русская классика, режиссёры, Хворостовский, опера, Чайковский, Флеминг

Previous post Next post
Up