Оригинал взят у
olia_ialo в
180 лет со дня рождения Павла Михайловича Третьякова. 27.12.1832-16.12.1898 Павел и Сергей Третьяковы. Собрание русской живописи. Москва
![](http://ic.pics.livejournal.com/olia_ialo/16947880/158535/158535_600.jpg)
Собрание русской живописи Павла и Сергея Третьяковых - уникальное явление в национальной культуре России. За сорок лет формирования своей коллекции братья Третьяковы превратили ее из закрытого частного собрания в общенародный музей отечественного искусства и тем самым показали редкостный пример культурного меценатства и духовного подвижничества.
Идея создания в России общедоступного музея зародилась еще в XVIII веке, когда в среде просвещенной русской знати наряду с картинами европейских мастеров появились первые собрания работ отечественных живописцев. Тогда же при Академии художеств было сформировано первое собрание произведений русских художников. Попытка создать русскую коллекцию была предпринята и императором Александром I, основавшим в 1825 году в Императорском Эрмитаже Русскую галерею. Издатель журнала «Отечественные записки» П.П. Свиньин в 1820-е годы создал коллекцию, в которой насчитывалось свыше 80 картин русских художников. Однако единственной коллекцией русской живописи, доступной для публики при жизни ее создателя, была картинная галерея крупного сановника Ф.И. Прянишникова, включавшая 173 картины 84 русских живописцев. Не случайно П.М. Третьяков, впервые приехавший в 1852 году в Петербург, ежедневно ходил не только в Эрмитаж, но и в Прянишниковскую галерею. На формирование его собственной идеи по созданию общедоступного музеума знакомство с этим собранием оказало сильное влияние.
![](http://ic.pics.livejournal.com/olia_ialo/16947880/158891/158891_600.jpg)
История собрания Третьяковых начинается с 1856 года, когда П.М. Третьяков приобрел две первые картины русских художников - работы
В.Г. Худякова Стычка с финляндскими контрабандистами и
Н.Г. Шильдера Искушение. Концепцию и предназначение своей коллекции П.М. Третьяков изложил в Завещательном письме (1860): «Для меня, искренно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие. Я желал бы оставить национальную галерею, т. е. состоящую из картин русских художников». Широта интересов Третьякова, искренняя заинтересованность судьбами русской живописи с первых приобретений отличали его собирательскую деятельность от всех ранее или одновременно с ним существовавших коллекций.
Делая первые приобретения, П.М. Третьяков покупал картины своих современников. Это были его ровесники
Н.В. Неврев,
В.В. Пукирев, Н.Г. Шильдер, стоявшие у истоков русского реализма второй половины XIX века. В начале 1860-х годов в собрании появляются картины
В.Г. Перова,
А.К. Саврасова,
И.И. Шишкина, чуть позже - портреты
И.Н. Крамского. Более молодое поколение художников 1880-1890-х годов представляют
И.Е. Репин,
В.М. Васнецов,
В.И. Суриков,
В.Д. Поленов,
И.И. Левитан. С этими мастерами Третьяков связывал главную надежду на процветание русского искусства. Все они входили в Товарищество передвижных художественных выставок, знаменовавшее самим фактом своего появления зрелость демократического искусства. Сближение Третьякова с художниками этого объединения, приобретение картин с передвижных выставок делало его собрание явлением исключительным среди других коллекций эпохи. Только с 1-й Передвижной выставки в 1871 году он приобрел картины
Н.Н. Ге Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе,
Л.Л. Каменева Туман. Красный пруд в Москве осенью, портреты художников
Ф.А. Васильева и
М.К. Клодта работы И.Н. Крамского, его же картину Русалки, три работы В.Г. Перова -
Портрет А.Н. Островского,
Охотники на привале,
Рыболов. Пейзажи И.И. Шишкина
Сосновый бор, А.К. Саврасова
Лосиный остров в Сокольниках и его подлинный шедевр
Грачи прилетели были также куплены Третьяковым с этой выставки.
![](http://ic.pics.livejournal.com/olia_ialo/16947880/158997/158997_1000.jpg)
Особый характер собрание П.М. Третьякова приобретает в 1870-е годы, когда он начинает целенаправленное создание портретной галереи деятелей русской культуры. Благодаря его заказам появились портреты И.С. Тургенева,
Ф.М. Достоевского, А.Н. Майкова,
Л.Н. Толстого,
А.Г. Рубинштейна,
П.И. Чайковского,
Ф.И. Тютчева и других деятелей отечественного искусства. В самом выборе портретируемых сказалось понимание собирателем их вклада в общее дело русской культуры.
![](http://ic.pics.livejournal.com/olia_ialo/16947880/159314/159314_900.jpg)
Третьяков не ограничивал свои интересы живописью только передвижников. Искусство начала XIX века: работы
К.П. Брюллова, этюды
А.А. Иванова, картины
В.А. Тропинина и
А.Г. Венецианова, живопись XVIII столетия, а позже и древнерусское искусство - все это постепенно входило в собрание Третьякова, представляя русскую живопись в ее историческом развитии.
С.М. Третьяков (1834-1892) также увлекался коллекционированием, но остановил свой выбор на европейской живописи. Однако в его коллекции были и шедевры русского искусства. В завещании он выразил желание передать свою художественную галерею Москве: «Из художественных произведений, то есть живописи и скульптуры, находящихся в моем доме на Пречистенском бульваре, прошу брата моего Павла Михайловича Третьякова взять для присоединения к своей коллекции, дабы в ней были образцы произведений и иностранных художников, все то, что он найдет нужным, с тем, чтобы взятые им художественные произведения получили то же назначение, какое он даст своей коллекции».
![](http://vsdn.ru/museum/catalogue/exhibit8330.htm)
По описи, составленной после смерти С.М. Третьякова, в его доме значилось 75 картин западноевропейских художников, 8 рисунков, 5 танагрских статуэток и несколько картин и скульптур русской школы. Коллекция была перевезена в Лаврушинский переулок и в 1898 году выставлена в двух специально пристроенных для нее залах. «Не только произведения иностранных художников были собраны в особняке С.М. Третьякова, - писал художник и искусствовед И.Э. Грабарь, - здесь висело немало замечательных русских картин из числа тех, которые составляют украшение Третьяковской галереи. Здесь были два лучших пейзажа Александра Иванова - В парке виллы Дориа и Вид из Помпеи на Кастелламаре, один из видов Сорренто
Сильвестра Щедрина,
Птицелов Перова,
Украинская ночь Куинджи, Лунная ночь Крамского,
Бабушкин сад Поленова и много других». В дополнение к перечисленному нужно назвать этюды
В.В. Верещагина Повозка в Дели,
Гробница шейха Селима Чишти в Фатехпур-Сикри, Факир Бомбейской провинции, картины
А.П. Боголюбова Ипатьевский монастырь близ Костромы и Летняя ночь на Неве у взморья, полотно
К.Ф. Гуна «Попался!» и картину Ф.А. Васильева
В Крымских горах.
![](http://ic.pics.livejournal.com/olia_ialo/16947880/160024/160024_1000.jpg)
Желание исполнить волю брата скорректировало планы П.М. Третьякова относительно судьбы своей коллекции. Он решил, что свое огромное собрание он не завещает Москве, а подарит теперь же вместе с коллекцией брата. В августе 1892 года он написал
В.В. Стасову: «Чтобы сделать возможным утверждение завещания, я должен буду теперь же передать в дар городу мою часть дома и собрание русской живописи, разумеется, с условием пожизненного пользования квартирой и заведывания учреждением».
Вскоре П.М. Третьяков составил Заявление в Московскую городскую думу о передаче собраний картин братьев Третьяковых вместе с домом. «Желая способствовать устройству в дорогом для меня городе полезных учреждений, - писал коллекционер, - содействовать процветанию искусств в России и вместе с тем сохранить на вечное время собранную мною коллекцию, ныне же приношу в дар Московской городской думе всю мою картинную галерею со всеми художественными произведениями». В заявлении было поставлено несколько условий. Помимо названных в письме к Стасову, Третьяков как пожизненный попечитель галереи оставлял за собой право заменять одну картину другой в целях улучшения коллекции - с тем чтобы не уменьшалась в целом ее стоимость. Специально оговорил он и положение о том, чтобы галерея «была открыта на вечное время для бесплатного обозрения ее всеми желающими...». Третьяков настаивал и на сохранении концепции музея, сложившейся при жизни дарителей, и потому позже в духовном завещании выдвинул еще одно принципиальное требование: «Нахожу не полезным и не желательным для дела, чтобы художественная галерея пополнялась художественными предметами после моей смерти… характер собрания может измениться».
![](http://ic.pics.livejournal.com/olia_ialo/16947880/160349/160349_1000.jpg)
16 мая 1893 года была торжественно открыта Московская городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых. В каталоге 1898 года, последнем из составленных П.М. Третьяковым при жизни, значится 1622 произведения русской живописи, 593 графических, 12 скульптурных и 84 произведения западноевропейской живописи и графики. После смерти П.М. Третьякова в галерею поступило еще собрание из 62 икон, и общее количество живописных и графических произведений, подаренных Москве, составило более 3300 единиц.
До конца жизни, до 1898 года, П.М. Третьяков оставался попечителем музея, неустанно заботясь о его пополнении. После его смерти во главе галереи стал избираемый Московской городской думой Совет. В него входили видные московские коллекционеры И.С. Остроухов, И.Е. Цветков, художник В.А. Серов и представитель семьи А.П. Боткина (урожд. Третьякова).
![](http://ic.pics.livejournal.com/olia_ialo/16947880/160697/160697_1000.jpg)
В 1900 году по решению Совета галереи началось переоборудование бывшего жилого дома Третьяковых под выставочные залы. Оба здания объединили общим фасадом. Единодушное одобрение членов Совета и Московской городской думы получила идея оформить фасад галереи в русском стиле. Реализовать ее Совет предложил художнику В.М. Васнецову, его проект и был осуществлен в 1904 году.
В 1900-е годы музей продолжал пополнять свою экспозицию. Попасть в галерею Третьяковых было для художника высокой честью, однако введение новых картин в уже сложившуюся коллекцию нарушало последнюю волю основателя музея. Расширение фондов привело в 1913-1915 годах к полной перестройке экспозиции: картины были расположены в соответствии с важнейшими этапами развития русской живописи, начиная с древности и заканчивая работами художников 1900-х годов.
![](http://ic.pics.livejournal.com/olia_ialo/16947880/160795/160795_1000.jpg)
Третьего июня 1918 года галерея Третьяковых была объявлена государственной собственностью Советской России, и с этого момента музей стал называться Государственной Третьяковской галереей. Изменение статуса оказало существенное влияние на дальнейшую судьбу коллекции. В ходе перераспределения музейных фондов, начавшегося в 1920-е и продолжавшегося в 1930-1950-е годы, в Третьяковскую галерею были переданы экспроприированные частные собрания и коллекции других музеев. Коллекция же Третьяковых была разрознена: входившие в нее полотна оказались перемещенными в периферийные музеи по всей стране - от Иванова до Владивостока, от среднеазиатских республик до Украины и Белоруссии. Среди них и публикуемые в настоящем альбоме
Портрет М.С. Щепкина работы Н.В. Неврева, выданный в 1935 году в Малый театр в Москве, пейзаж А.К. Саврасова
Печерский монастырь под Нижним Новгородом, перемещенный в 1932 году в Горьковский государственный областной историко-художественный музей (ныне Нижегородский государственный художественный музей), и картина
Н.Д Кузнецова В отпуску, выданная в 1932 году в Государственный Русский музей.
В современной экспозиции Государственной Третьяковской галереи коллекция Павла и Сергея Третьяковых оказалась растворена до такой степени, что современному зрителю почти невозможно представить ее художественную ценность, состав и исторический масштаб. Помочь ему в этом призван
настоящий альбом. Он составлен по Каталогу художественных произведений Городской галереи Павла и Сергея Третьяковых, подготовленному П.М. Третьяковым и вышедшему в свет после его смерти, в 1898 году.
Публикация этих материалов сегодня - попытка показать современному читателю первоначальный облик величайшей в истории русской культуры коллекции национальной живописи, собранной Павлом и Сергеем Третьяковыми.
По книге Е. Милюгиной " Павел и Сергей Третьяковы. Собрание русской живописи. Москва "
Колонка хранителя музея на портале "Воскресный день"