Оригинал взят у
asnecto в
СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ... история песни и картиныВ дни потрясений и трагедий особенно остро чувствуешь, как в эпоху глобальной информации и компьютера не хватает лиричности, задумчивости, замедления бега... У вас никогда не возникало желания хотя бы на секунду остановится, прислушаться - к себе, человеку, миру?
А ведь наши - еще не такие далекие предки - умели приостанавливать время. И этому помогала песня - русская песня - грустная напевная или, наоборот, задорная плясовая мелодия.
Одна из таких "народных" песен, на мой взгляд, "СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ".
Почему "народных"? Потому что, она как и
многие знакомые с детства песни, имеет автора. Слова песни - известное стихотворение А. МЕРЗЛЯКОВА "Одиночество", жившего на рубеже 18-19 вв. и написавших еще несколько произведений, ставших песнями. Но это, пожалуй, самое известное и проникновенное - оно было написано в 1810 г. в доме, где жила Анисья Федоровна Вельяминова-Зернова (1788-1876), в которую поэт был безнадежно влюблен. Безнадежно, потому что не в их силах было преодолеть сословные различия - было такое словосочетание в русском языке - как и ставшие совершенными архаизмами понятия "как будто на часах", "рекрут"... Пожалуй, поколение пепси уже и не вспомнит значения этих слов.
Не знаю, что мне в этой песне и почему нашего человека так за душу берет тоска, сопереживание, грусть...
Кто только не пел ее! Но по мне - лучшее и единственное исполнение
Георгия Виноградова - глубоко лиричное, проникновенное и удивительно целомудренное.
Остановитесь на минутку.
Послушайте, друзья, пусть это будет наша память погибшим в Крымске:
Второе рождение песни произошло в 1883 году, и связано тоже с печальным событием - одноименная картина написана И. ШИШКИНЫМ в 1882 году через год после внезапной смерти любимой жены художника. Так появилась еще одно из замечательнейших поэтичных произведений русского искусства:
Иногда задаюсь вопросом - пожалуй, только в русской культуре столько случаев, когда одно великое произведение рождает другое - и по жанру, и по исполнению (как, например, "На севере диком...") и оба становятся в полном смысле "народными".
Почему? Наверное, все же потому, что эти произведения (и исполнения) были действительно пережиты, в каждом из них - боль, тоска, радость - и уже не столько личная, сколько общая судьба народа, история. В них - часть души народа. Может быть, именно поэтому они так "цепляют" - и именно русскую душу?
Как бы она прозвучала сегодня? Поколение пепси обогатило бы ее синкопами, ритмом, боем, повтором... Под нее стало бы хорошо выпить, пожалуй, Бабкина еще б и сплясала... Возможно, песня бы на какое-то время стала хитом Баскова или Киркорова и даже продержалась в какой-нибудь "десятке". Но душа бы из этой песни ушла навсегда - как из многих других, духовно обогащенных современной эстрадой...
Берегите русскую песню, други!
Это то немногое, что осталось от нашей страны, которая когда-то называлась Россией.