Продолжение, начало
здесь Понимание необходимости конструирования русской идентичности приводит нас к вопросу о способах и методах её конструирования. Двумя основными способами конструирования идентичности являются позитивная и негативная идентификация.
Позитивная идентификация заключается в отождествлении себя с определёнными качествами,
(
Read more... )
Поскольку речь идёт об идентичностях, а не об отвлечённых понятиях. С тем, с чем многие русские люди себя связывают.
Как православный человек должен противопоставлять православной идентичности без лютой борьбы?
Как человек, высоко симпатизирующий советскому времени и культуре, должен противопоставлять это без борьбы?
"русофобия, несомненно, присутствовала" - только не имела отношения к идентичности. Русофобия родилась в Европе в 18 столетии вне всякой связи с идентичностями. Как и в США после 1917 года.
"Конструирование идентичности - это не только осознание собственного Я, но и осознание социальных границ этого коллективного, в данном случае, Я по линии Свой-Чужой."
Ну, вот есть человек, не говорящий по-русски - он чужой. Это осознание границ (без борьбы). А Вы предлагаете резать границы внутри наличного русского тела. Есть большая разница что и где резать. Резать чужую руку не больно, свою - больно.
У меня ровно противоположный тезис: православие и советскость должны быть инкорпорированы в русскость как культурно-исторические аспекты.
Reply
Русофобия формировалась как раз очень даже в связке с идентичностями - как национальными идентичностями тех народов, которые утверждали свою европейскость за счёт акцентирования отличий от "русского варвара", так и европейской идентичностью в целом, которая конструировалась на противопоставлении варварскому Востоку, в роли которого Россия и Турция выступали чаще всего. В наше время концепция Центральной Европы на русофобии и создавалась. По сути, русофобия была единственный критерием, объединяющим этих "выкидышей Версаля" в условный геополитический регион.
Ну вот есть говорящий по-русски свидомый укр, до недавних пор спокойно пребывавший внутри русского тела. Он свой или чужой?
В том и дело, что внутри тела накопилось уже много чужеродных организмов, которые на этом теле паразитируют. Пытаться их классифицировать "этого возьму, а этого не возьму" нет никакой возможности, все они в какой-то мере свои, потому что эксплуатируют русские ценности. Если их инкорпорировать в русскую идентичность в их нынешнем виде, они просто её себе подчинят и используют для собственной легитимизации, как это произошло на примере Новороссии.
Я уже говорила, отвечая на комментарии по православию, что если православие сможет возродиться и приобрести чёткую, явно выраженную русскую основу, оно станет частью русского возрождения и русской идентичности. Но тогда будет православие для русскости, а не русскость для православия. Интересы церкви как института придётся подчинить интересам русского народа.
С советскостью то же самое, только в бОльшем масштабе: сумеет она отказаться от интернационализма, антирусской нацполитики и осудить гонения русского народа в СССР, возможно, и найдёт себя в новой русской идентичности. Только вот отказавшись от всего этого, она уже не будет советскостью, потому что перечисленные элементы составляют значительную часть её идейно-ценностной основы, а превратится в нормальную левую идентичность. Вот поэтому я и говорю, что советскую идентичность вписать в русскую без предварительного демонтажа невозможно. Иначе это повлечёт демонтаж русской идентичности или затормозит её формирование.
Reply
Европейская русофобия формировалась не в связке с идентичностями. Россия рассматривалась в Европе как внешний сильный враг, который может Европу целиком или частично захватить (что и происходило начиная с захвата Польши).
>Ну вот есть говорящий по-русски свидомый укр, до недавних пор спокойно
>пребывавший внутри русского тела. Он свой или чужой?
Чужой. Внутри русского тела он не пребывал спокойно, имея украинскую идентификацию. Спокойно он мог пребывать, имея общерусскую или малорусскую идентификацию. Это же вопрос меняющегося личностного выбора.
>Но тогда будет православие для русскости, а не русскость для православия. Интересы церкви как института придётся подчинить интересам русского народа.
Так точно. Словами Иешуа бен Иосифа, суббота для евреев - а не евреи для субботы. Над этим и нужно работать.
С советскостью так же. Но нужно не ждать этого от советских людей, а воздействовать на них, предлагая новую интегративную модель сборки. Позитивная проактивность, а не негативная реактивность. Кто откажется - тот идёт лесом. Но вначале нужно предложить возможность интегрировать свою советскость в русскость как её аспект (или в русскоцентричность, если человек башкир).
Reply
Можно это не одобрять, но факт остаётся фактом - до недавнего времени человек с украинской идентификацией спокойной пребывал внутри русского тела (я бы всё же говорила о российском, потому что русское только предстоит создать). И сделать так, чтобы он мог там находиться только с общерусской или малорусской идентификацией, ещё только предстоит.
Позитивная проактивность безусловно необходима, и модель интергративной сборки в моём комменте выше предложена. Позволить интегрировать советскость в русскость в первозданном виде - это опять скакать по граблям и тормозить формирование самой русскости.
Reply
Leave a comment