Парижские итоги

Oct 08, 2015 22:11

С итогами встречи нормандской четвёрки в Париже, казалось, всё настолько очевидно, что нет нужды подробно на этом останавливаться. Однако, просмотрев отечественную аналитику за прошедшую неделю, убеждаюсь, что понимать суть, выделять главное и составлять картинку из обрывочных деталей у нас до сих пор не умеют. Ну что ж, придётся делать это самостоятельно.

Если ориентироваться на те критерии, о которых я писала накануне встречи, то результат оказался хуже любых ожиданий. В итоге мы не имеем ни чётких сроков, ни условий выполнения Минска-2, а имеем только непонятные закулисные договорённости, о содержании которых можем догадываться только по репликам Олланда и Меркель на пресс-конференции и по дальнейшим практическим шагам сторон. И то обстоятельство, что данные договорённости не были зафиксированы даже в виде фигового листка какой-нибудь совместной декларации саммита, открывает путь к дальнейшим кидкам со стороны дорогих партнёров. Ведь в нашем мире в этом отношении всё очень просто: непубличные обязательства - это всё равно, что их отсутствие.

Тем не менее, из того, что сказали Меркель и, в особенности, Олланд, можно восстановить в общих чертах смысл компромисса, который был достигнут в глубинах Елисейского дворца.И заключается он в том, что Путину ценой значительных уступок с помощью подруги Ангелы удалось уломать Свина, во-первых, принять специальный закон для проведения местных выборов в ОРДиЛО без предварительного согласования его условий (план Мореля так и не был принят хунтой), во-вторых, обсудить его с представителями ОРДиЛО в рамках минской подгруппы или отдельной рабочей группы по выработке этого закона, и в-третьих, провести эти самые выборы не позже, чем через 90 дней после принятия закона. Всё.

В обмен на это главстерх пошёл на совершенно пустяковые уступки. Во-первых, дал согласие на допуск расширенной миссии ОБСЕ на всю территорию ОРДиЛО, включая границу, уже сейчас. Что это означает для «военторга», объяснять не надо. В целом, это можно назвать облегчённым вариантом миротворческой миссии и промежуточной стадией передачи границы. Именно допуска ОБСЕ на границу как предварительного условия для проведения выборов добивался Климкин ещё с весны. А во-вторых, пошёл на пересмотр минской последовательности этапов политического и военного урегулирования: а) вступление в силу особого статуса только после выборов, а не после перемирия; б) передача границы после выборов, а не после конституционной реформы и утверждения особого статуса; в) аналогично, амнистия только после выборов и только для избранных представителей ОРДиЛО.

Ну и разумеется, отмена выборов 18 октября. Уступкой это, конечно же, считаться не может. В глазах партнёров, это так, законная плата за продолжение минского цирка. Да и Кремль сам своим же «избиральным блефом» загнал себя в ситуацию выбора между выходом из минского процесса и дальнейшими унизительными уступками. Вполне ожидаемо он выбрал второй вариант.

Минск-2 сохранён ценой его пермутации, скрывающей изменение самой логики процесса. Если раньше она зижделась на закреплении особого статуса и реформу укроконституции, то теперь центральным объектом диалога выступают местные выборы по укрозакону. Потому что, во-первых, реформа укроконституции уже принята в первом чтении, и никто не будет возвращаться к ней заново (судя по словам Меркель, РФ согласилась с этой позицией), а во-вторых, Москве уже глубоко наплевать, на каких именно условиях ОРДиЛО будут впихнуты в укропию, главное - выбрать каких-то законных, с точки зрения хунты, представителей, и оставить их один-на-один с хунтой, сняв с себя ответственность за донбасскую канитель.

В принципе, ничего удивительного в этом нет - о том, что хунта будет выжимать из главкрысы новые и новые уступки и раз за разом кидать, говорилось уже давно и неоднократно. Непонятно только, почему пойдя на такие уступки главный геополитический гроссмейстер современности не удосужился выторговать даже мизерные публичные обязательства со стороны свина.

Хотя с другой стороны, возможно, такая постановка вопроса с неопределёнными сроками и неопределёнными условиями урегулирования, сводящегося к одним только местным выборам, его вполне устраивает, и он видит в ней возможность перевести процесс в русло бесконечных споров об инклюзивных модальностях, своеобразный режим "подморозки" конфликта. Но в таком случае он нарывается на угрозу шантажа действующими сроками Минска-2. Не зафиксировав формальный отказ от конца года как дедлайна в реализации минского сговора, Путин подставляется под возможность использования нынешнего дедлайна как рычага давления. Хунта этим рычагом не преминет воспользоваться, о чём уже сейчас возвещает в полный голос. Захочет ли им воспользоваться Запад - это главный вопрос. Если обстоятельства потребуют, то может. Во всяком случае, формально не решённая проблема становится подвешенным кнутом, к которому при желании партнёры могут прибегнуть в любой момент. Опыт Крыма тому свидетельство. При этом никуда не девается угроза возобновления обстрелов и боевых действий, равно как и угроза усиления санкций, если Западу это будет нужно.

Что касается хунты, то ей парижский компромисс тоже неудобен. Пете приходится так же, как и Путину, наступать на горло собственной песне и обсуждать условия выборов, саму возможность проведения которых он законодательно заблокировал. Но это уже глупость самого Пети, который вместо того, чтобы превозносить Минск-2 как объективно пэрэмогу укрогосударственности, на всех углах орал, что никакого особого статуса не будет.

Однако эти неудобства с лихвой компенсируются возможностью и дальше затягивать и саботировать процесс, выбивая новые уступки из Москвы. Правда, Путин в Париже сдал практически всё, и единственная уступка, на которую он гипотетически ещё может пойти - это полный вывод военторга и передача границы без всяких условий. Но тут возникает вопрос, а нужно ли это хунте, которая спокойно могла всё это получить уже к концу года, и тем не менее, сделала всё, чтобы сорвать сделку.

Так что нынешнее подвешенное состояние может продлиться ещё несколько месяцев. Но у Запада и хунты сохраняются на руках все рычаги, чтобы в любой момент привести маховик в движение. А вот нужно ли им сейчас его приводить, будет зависеть от многих обстоятельств и, подозреваю, прежде всего, от того, как будут развиваться события на других фронтах.

Новороссия, Путин, Запад

Previous post Next post
Up