Все мы в своём воображении пытаемся строить своё идеальный мир, представляем, как бы мы его обустроили, какие бы правила в нём установили, если бы имели власть. Это нормально и естественно. Даже маленькие дети довольно рано начинают мечтать о том, какой (бес)порядок они бы установили, будь у них для этого возможности. В детском возрасте этой называется мечтами, в более сознательном - планами, но смысл примерно аналогичный. Разве что планы у взрослых несколько менее масштабны, хотя это у кого как.
Проблемы начинаются тогда, когда мы свои идеальные фантазии принимаем за основу и начинаем судить реальный мир со всеми его сложностями по критериям, сформированным для воображаемой идеальной картинки. Ну вот все мы в младшей и средней школе учим соотношение скорости, времени и расстояния, где скорость предстаём постоянной величиной, а сопротивление воздуха, трение дорожного покрытия и прочие сопутствующие факторы игнорируются как таковые. Но в жизни так не бывает. Там есть и трение, и сопротивление, и даже ямы на дорогах. И их приходится принимать во внимание.
Вот и вопрос реновации в Москве, потянувшись ниточкой, вытащил на поверхность различные подходы к решению базовых проблем нашего городского и даже государственного пространства. Подход, изложенный уважаемым
miguel_kud в
сегодняшнем посте, грешит как раз тем, что и школьные задачи с идеальными параметрами, - игнорированием существующих обстоятельств в пользу некоей идеальной картинки. Собственно, с этой картинкой тоже не так всё радужно. Но прежде чем пытаться давать рекомендации по её воплощению в жизнь, надо сначала вникнуть, а в каких конкретно условиях её предстоит воплощать.
Это тем более важно, если собираешься сделать свою идеальную картинку политической программой и консолидировать вокруг неё как можно большее число сторонников. Желательно из тех кругов, которые могут не только словом, но и делом, и ресурсом её поддержать.
* * *
Можно понять разочарование общей пассивностью российского общества, его слабой реакцией на предательство Новороссии или недостаточной отзывчивостью к проблемам зарубежных русских. Хотя, с моей точки зрения, эта отзывчивость в среднем на порядок выше той, которую можно было предполагать после стольких лет взаимного отчуждения. Но как бы то ни было, надо понимать, что тот прискорбный факт, что «предстоящий в Эрэфушке взрыв не будет напрямую связан ни с Украиной или Новороссией, ни с преданными русскими других республик и окраин, что никаких шансов на протесты из-за самой большой эрэфянской мерзости не осталось», связан не столько с равнодушием к предательству, сколько с низкой политической мобилизацией наших обывателей вообще, на любой теме, а не только на национальной.
Русские попросту не умеют целенаправленно отстаивать свои интересы в столкновении с кремлёвской машиной, какие бы именно интересы ни затрагивались. И это касается как русских в РФ, так и зарубежных русских. Нам всем не хватает опыта и навыков политической работы, это надо признать и работать над тем, чтобы эти навыки приобрести. Не только выступлениями с сетевых трибун с изобличениями разнообразных пороков существующей системы, но конкретной практической организационной работой «в поле».
Позиция «раз нет здравой национальной политической силы, то и делать ничего не надо» в этом случае по меньшей мере нелогична. Раз на то пошло, в Новороссии тоже не было своей политической силы, значит, и протестовать против хунты тоже не надо было, так получается?
Силы у нас нет, потому что её никто не создаёт. Потому что пока мы изобличаем, наши противники создают пусть потешные, но штабы и сети. Вкладывают ресурсы в политическую мобилизацию, налаживание горизонтальных связей и продвижение активистов на местах. Не очень большие ресурсы, не самых лучших активистов, но вкладывают! А нам потом останется только «анализировать» в своих блогах, почему это у навальнят и западников всё получилось, а мы опять оказались ни с чем. А вот потому!
Потому что с людьми надо работать. И не призывать злорадства ради «спасительный катарсис», который, дескать, докажет подлым эрефянам, что Кремль их предал так же, как и русских Донбасса, а доказывать это на имеющихся примерах и поводах, собирать и организовывать, объяснять и объединять. Тем более, что власть сама подбрасывает такой повод, как реновация! Плюёт в глаза даже не каким-то зарубежным русским, а своему что ни на есть родному электорату - «коренным москвичам». Причём миллиону сразу! Да для вменяемой патриотической оппозиции это не просто шанс, это подарок судьбы! Особенно, когда оппозиция непатриотическая благополучно «проморгала тему».
* * *
Надо понимать, что жилищный вопрос как таковой - это, повторюсь, самая острая социальная проблема всех постсоветских обществ. Так же, как земельный вопрос был наиболее острой проблемой в начале ХХ века. Жилищный, женский и русский вопросы сейчас - это вообще «нерв эпохи», самые чувствительные сферы, вызывающие не только эмоциональный отклик, но и готовность действовать. И никакая политическая сила, откровенно игнорирующая эти вопросы, не сможет претендовать на сколь-нибудь серьёзную роль. А тем, кто стремится только заявить о себе, как говорится, сам Бог велел заниматься этими, во многом взаимосвязанными между собой темами. Большинство семейных, а, как следствие, и демографических проблем нашего народа проистекают из невозможности получить собственное жильё.
Так что любой, кто сейчас возьмётся за решение конкретных вопросов конкретных людей, быстро станет лидером народного протеста. Если завтра тот же Навальный поднимет квартирную тему и будет оказываться реальную помощь людям, то даже мы не сможем против него ничего возразить, и его заукраинство перестанет быть весомым аргументом. Насколько мне известно, такие поползновения у него были несколько лет назад, а сейчас эту тему пытается, со своей стороны, оседлать Ходорковский. Если это произойдёт, то ни о каком «перехвате протеста» уже не будет смысла вести речь. Это самый выигрышный «трек», который только надо грамотно «раскрутить», объединить протесты против сноса добротных домов с протестами тех, чьи дома находятся в аварийном состоянии.
И насколько же надо быть лишённым политического чутья, чтобы, зная всё это, вот так бездарно отпихиваться от жилищной темы! Да ещё в таких оскорбительных для многих русских людей выражениях!
Оказывается, люди, живущие в хрущёвках «незаслуженно пользуются привилегиями»! Обитатели коттеджей на Рублёвке и их обслуга, по всей видимости, пользуются ими вполне заслуженно. Ну да ладно, не в этом суть. А в том, что когда эти самые хрущёвки заселялись «советскими везунчиками», это были далеко не самые престижные районы, на тогдашних окраинах города, зачастую без всякой инфраструктуры. Это в полном смысле социальное жильё, получаемое в основном рабочим классом. Для привилегированных, по советским меркам, слоёв существовало ведомственное жильё совершенно иной комфортности, и это знают все, кто не вчера народился на свет.
И даже за эти самые «халявные» хрущёвки положено здоровье как минимум одного поколения наших людей. У родителей которых советское государство до этого забрало буквально всё, иногда вплоть до жизней. Как может у вменяемого нашего человека повернуться язык назвать этих бедолаг «халявщиками»???
Допустим, прошло время, была создана инфраструктура, районы стали престижными, цены на квартиры взлетели. Ну и что? Это повод для того, чтобы выгонять людей из их домов и мест проживания? Тем более, что многие из них тоже вкладывали свой труд и ресурсы в создание этой инфраструктуры. По такой логике, если через пару лет нынешние окраины тоже обустроятся и цены там вырастут, то людей снова можно будет выгнать вон? Хорошая логика, гуманная. «Едь, Ваня, туда, где ничего нет, осваивайся, а как освоишься, мы тебя и попросим. А то ты ж незаслуженными привилегиями пользуешься!».
Понятно, что тем, кто не особо интересовался темой, со стороны кажется, будто обитателям хрущёвок «компенсируют потерю неплохими квартирами поблизости». Но достаточно поверхностного ознакомления с документами, чтобы понять: никакой компенсации «поблизости» не предвидится, людей выселят в бетонные «свечки» без права выбора. Благо, практика уже есть.
Можно как угодно к этому относиться, но всё-таки это депривация. Никак не меньшая, чем когда твоего ребёнка лишают права учиться на родном языке. Хотя, казалось бы, какая разница? Многие доброхоты и раньше, и сейчас тоже отказываются считать это депривацией. А что, за государственный же счёт учат, чего ещё этим «халявщикам» надо?
* * *
Тактическое значение вопроса реновации для динамизации политического протеста в РФ, вне сомнений, весьма значительно. В том числе потому, что затрагивает широкий пласт столичной публики, протест которой имеет гораздо больший политический вес, нежели менее заметные примеры недовольства в провинции. Можно как угодно относиться к москвичам, но власть - это приз, который разыгрывается в столицах. И если вот так упустить москвичей, как в своё время упустили киевлян, то потом можно будет только сетовать на упущенные возможности и собственную недальновидность. С другой стороны, повторюсь, тему реновации легко вписать в общий политический контекст, увязав её с жилищной проблемой как таковой.
Однако самым существенным в этой ситуации является её национальный аспект. Нельзя не признать, что современные русские в большинстве своём - именно «хрущёвцы», «сарайцы», «баракцы» и прочие «халявщики», то есть обитатели ветхого и малопригодного для жизни жилья, что в столице, что в провинции, что в Новороссии. И все эти грандиозные прожекты властей бьют прежде всего по русскому народонаселению. Ну чем не повод для стимулирования национальной солидарности? Для вовлечения в национальную повестку дня аполитичных обывателей?
Но нет, мы годами кричим о взаимопомощи и солидарности среди русских, а когда приходит время, начинаем рассуждать о «выравнивании столицы и провинции». Причём предлагаем для этого методы, которые гарантированно приведут к оттоку русского населения из столицы. Все эти разглагольствования о «земельной ренте», которую надо изымать через «земельный налог», - это, фактически, агитация за то, чтобы оставить в Москве только олигархов, их обслугу, нацменские элиты ну и для разнообразия валютных проституток. Идеальный социальный состав потенциальной столицы Русского национального государства. А давайте сделаем для 95% русского населения жизнь в Москве неподъёмной (хотя она и без того уже недешёвая) ради «выравнивания столицы и провинции»!
Мне вообще глубоко претят какие-либо идеи «выравнивания». По той простой причине, что «выровнять» что-либо в социальном отношении можно только по худшему образцу. Но надо понимать наши реалии. Введение «земельного налога» и дальнейшее повышение стоимости жизни в Москве приведёт к ухудшению положения как москвичей, так и в провинции. Потому что и в столице убудет, и в провинции не прибудет. Собственно, этот процесс мы наблюдаем все последние двадцать лет, когда рост цен на жильё закономерно приводил к дальнейшему насыщению Москвы инородцами, а введение «земельного налога» только его ускорит, потому что дальше «смоет» из столицы русскую интеллигенцию и рабочий класс, вернее его остатки.
Спору нет, лозунг «столица для самых успешных» привлекателен. Только вот если критерием успешности будет исключительно материальный доход, то очень скоро мы останемся с очень успешными брокерами и очень неуспешными профессорами. Потому что интеллектуальный труд у нас не оценивается в материальном эквиваленте вообще никак. И кому как не Мигелю это знать!
* * *
В заключение, я могу только повторить свою позицию: реновация - это шанс вынести на повестку дня один из важнейших для русского народа вопросов и начать самоорганизацию хотя бы на местном уровне, дабы в итоге выйти на создание той самой вменяемой русской политической силы, об отсутствии которой мы все так сокрушаемся. Пренебрежение этим шансом, да ещё с морально сомнительной аргументацией, - это поступок из разряда пренебрежения Русской весной как восстанием «халявщиков», захотевших «российских пенсий».
Представление о национальном чувстве, о патриотизме начинается с ощущения своей земли, своего дома, своей семьи, своего города. Советская власть всячески срывала людей с родной земли, атрофируя у них какую-либо связь с Родиной - малой и большой. Восстановление истинной России невозможно без преодоления этой атрофии, без нового «укоренения» русских семей в собственных, пригодных для жизни домах, в которых будут расти новые поколения здоровых русских людей, осознающих себя полноправными хозяевами своей страны. Только так и не иначе.