Честно говоря, эта возня вокруг газовых контрактов вызывает откровенное недоумение. На пороге заключения "поворотного" соглашения об ассоциации с ЕС, которое как бы откроет фантастические перспективы экономического подъёма ломать копья из-за какой-то там цены на газ? Не укладывается.
Стоит напомнить нашим "можновладцям" (которые считают, что им всё можно. ну вообще всё!), что переиграть давно проигранную битву невозможно. Так же, как сто дней Наполеона принесли еще более сокрушительное поражение, так и попытка "отыграть назад" газовые контракты скорее всего обернётся ещё более "кабальными" договорённостями. Самое несуразное в этом всё то, что в качестве альтернативы предлагается возврат к ранее действовавшему механизму ежегодного согласования цены и объёмов. Тот самый, который расценивался многими экспертами как основной инструмент политического давления на Украину. Неужели кому-то снова хочется вернуться к "пляскам под ёлкой"? Или кто-то полагает, что в таком случае удастся выторговать что-то капитально более выгодное? И при этом сохранить харьковскую скидку? Или ещё добиться, чтоб Газпром вернул "награбленное" за период действия контрактов? Ну наивняк полный!
С Таможенным союзом тоже всё просто до примитивности. Его создание само по себе усложняет украинско-российские отношения. Потому что если раньше можно было строить фиктивное политическое партнёрство вокруг ничего не стоящих заверений в вечной дружбе или даже одноразовых символических уступок, то теперь решение любого проблемного вопроса будет сопровождаться убедительным "приглашением" вступить в сие объединение. Его появление в корне меняет ситуацию в СНГ и абстрагироваться от его эффектов вряд ли возможно. В первую очередь эффектов от частичного закрытия рынков. Но в политическом плане тоже. Таможенный союз, представляя собой альтернативное интеграционное пространство, создаёт ту самую биполярность в Европе, которая до этого только подразумевалась. Как говорится, self-fulfilling prophecy.
На этом фоне всё более настойчиво звучат призывы к Украине "определиться в её внешнеполитических приоритетах". Надо отдать должное - несмотря на то, что, как утверждают отечественные и зарубежные обозреватели "ресурс многовекторности у Украины исчерпан" (а если судить по временным рамкам озвучивания подобных утверждений, он уже лет 8 как исчерпан), апеллировать к украинской нерешительности на данном этапе бесполезно.
Во-первых, подвешенное состояние внешней политики Украины в полной мере отражает подвешенное состояние отношений между Россией и Западом - несбалансированный симбиоз взаимозависимости, сотрудничества и противоречий. И, как ни парадоксально, этот симбиоз их абсолютно устраивает! Прежде всего потому что не ограничивает свободу действий. А от Украины требуют решить дилеммы, которые ведущие игроки решить не могут или не хотят. А во-вторых, в силу собственной геополитической и геоэкономической специфики Украина не может сделать окончательный выбор, потому что любой подобный выбор грозит разрывом жизненно важных связей, нарушение которых может стать катастрофой для экономики и для общества в целом. Правда, отсутствие выбора, по словам некоторых заезжих ценителей грозит
внутренней стагнацией и международной изоляцией, но это уже как получится. Понятно, что приятного в подвешенном состоянии мало, но самостоятельно устранить эту подвешенность Украина не может.
Здесь надо уточнить, что, какие бы иллюзии ни питали местные или внешние наблюдатели, ни соглашение об ассоциации, ни Таможенный союз не являются подобным "окончательным выбором", добившись которого Украину можно спокойно "положить на полочку" и забыть. Да, это более далекоидущие форматы, которые накладывают серьёзные обязательства, в том числе интеграционные, но в политическом плане они далеко не окончательны. Осмелюсь предположить, что в обоих вариантах самое сложное начнётся после их заключения. И тогда их неспособность решить поставленные задачи станет очевидной даже для заядлых оптимистов.
Самое интересное, что эти прения разворачиваются на фоне очень интересных тенденций в ЕС, которые вполне могут превратить евроинтеграционное сообщество в "двухярусную" структуру как в экономическом, так и в политическом аспекте. А это не просто бюрократические игры. Это - отказ от политических претензий. Когда Евросоюз залихватски принимал решение о расширении он тем самым замахнулся на роль главного политического центра всего европейского континента с интеграцией в качестве стержневого процесса. На этом убеждении строилась и политика соседства и Восточное партнёрство. Теперь может оказаться, что эта роль ЕС не по зубам. Конечно, к радикальным провалам это прозрение не приведёт - просто окажется, что Брюссель все эти годы создавал форматы восточной политики, для полноценного функционирования которых у него нет ни влияния, ни ресурсов. И для Украины это уже будет совершенно другая ситуация, в которой членство в ЕС практически потеряет свой смысл.
В общем, такие процессы разворачиваются, а мы всё о газе да о газе. Сказывается недостаток политической фантазии. Или то, что у нас гарант-недоучка. "Сделать хотел скандал, а получил провал". Ну что ж, не он первый...