Барабанная дробь истории

Dec 20, 2016 12:37


Последние дни вызывали у меня стойкое ощущение своеобразного дежа вю, но не в отношении уже происходивших когда-либо событий, а в отношении ожиданий. То, чего мы ожидали в период накануне выборов в США, материализуется сейчас с опозданием в два месяца. Летние атаки на Пальмиру незадолго до приезда в Москву Джона Керри 14 июля ясно давали понять, что Пальмира будет отбита, но, казалось, это должно было произойти не позже октября. Аналогично летние же атаки ВСУ на Дебальцево в разгар переговоров о разведении сил создавали чёткое представление о том, что хунта не пустит этот вопрос на самотёк, но его решение представлялось более вероятным в связке с организацией встречи лидеров нормандской четвёрки. И вот всё это случается с интервалом в одну неделю в середине декабря, одновременно с договорной сдачей Алеппо. События на сирийском и донбасском фронтах развиваются на удивление синхронно, однако логика у них, на мой взгляд, отличается.

На сирийском треке происходит то, о чём мы недавно предупреждали (см. "Продвижение в Алеппо: не спешите праздновать!"), - сливной договорняк в отношении Алеппо и, возможно, северной части Сирии. Только не с американцами, а с турецко-иранским тандемом. Мотивация Кремля проста: Алеппо брался не для того, чтобы отдать его Асаду - город изначально был предметом для "принуждения США к торгу", каждая атака на него оборачивалась визитом Керри и выработкой новых  договорённостей. Примерно на этапе августа был согласован общий пакет договорённостей, включавших интересы Турции и Ирана, поэтому вторжение Турции в Сирию было воспринято совершенно спокойно всеми участниками процесса. Но американцы сорвали сентябрьскую сделку, что признаёт теперь даже Керри.

Зато турки и иранцы форсировали процесс. Москве такой договорняк не очень удобен: ей нужен публичный компромисс с США, ради чего всё и затевалось. В отдельные моменты наступления казалось, что американцы вернутся за стол переговоров, Лавров летал в Женеву и Вену, разговаривал с Керри по два раза на дню, несколько раз объявлялись "гуманитарные паузы". Но Вашингтон на новую сделку не пошёл. По-видимому, присоединяться открыто к турецко-иранским наработкам он не может, однако и позволить им реализоваться без учёта американской позиции тоже нельзя. В конце концов, остаётся фактор саудитов, которых в расклад, похоже, пока не вписали.

Кому-то очень нужно сорвать сегодняшнюю встречу в Москве. Но для чего это было делать путём публичного убийства посла? Неужели кто-то ещё всерьёз считает, что есть такое публичное унижение, которое способно заставить кремлинов отказаться от договорняка с партнёрами? Всё, чего добились организаторы этого действа, - это создание эпичной картины "Сущность российской дипломатии в одном кадре". При всём сострадании к послу, картина, когда большой грузный человек, только что вещавший о том, как прекрасна Россия и как с ней выгодно дружить, лежит распластанный на полу посреди фотографий с видами Москвы, а молодой фанатик беспрепятственно над ним глумится, даёт гораздо более полное понимание нынешнего положения РФ, нежели тонны нот, заявлений и озабоченностей.

На донбасском фронте происходят совершенно другие вещи. Попытки свина наладить контакт с Трампом пока что успехом не увенчались - наоборот, ситуация для него продолжает усугубляться. В этом контексте, как мы и говорили (см. "Белая полоса кремлёвского сидельца"), у него остаётся только вариант эскалации, поднимающей ставки до того уровня, когда в отношениях РФ и США наступит полноценный кризис. Первая попытка реализовать нечто подобное на крымском направлении окончилась без особого успеха. Сейчас, по всей видимости, мы наблюдаем аналогичную попытку на Донбассе.

Наступление на дебальцевском направлении выглядит спланированным и подготовленным. И, что немаловажно, обоснованным: по минским соглашениям это территория должна отходить к ВСУ, значит, нарушения формально нет. Но какой дальнейших ход событий предусмотрен этим сценариев?

На наш взгляд, возможны два варианта. Первый, в ответ на атаки ВСУ ополчение переходит в контратаку, что позволяет хунте говорить о нарушении всех договорённостей и пойти в тотальное наступление по всему фронту. И второй, ВСУ захватывает Дебальцево, а ополчение "не поддаётся на провокации" и фиксирует новую старую линию фронта. Это хунту не устроит, но возможности использовать фактор Дебальцево у неё уже не будет.

Понять, что именно сейчас происходит на фронте, сложно. Но вот тональность росСМИ и реакция российских органов власти совершенно понятна. А точнее, её просто нет. В публикациях российских изданий к событиям под Дебальцево внимание пока не особо привлекается. А в некоторых уже сейчас в отношении этой территории проскакивает выражение "серая зона". То есть готовность, если не к полной сдаче, то к нейтрализации этой полосы по примеру Широкино, просматривается. Это совпадает и с той информацией, которая просачивалась из-за кулис переговоров в Минске и согласно которой Москва была готова вести речь о демилитаризации Дебальцево. Насколько это актуально сейчас, пока неясно. Но, думается, если хунта даст гарантии, что дальше Дебальцева не пойдёт, сдача вполне возможна. Другое дело, что хунте простой локальной перемоги сейчас мало, и если замысел не выгорит, придётся идти на попятную и возвращаться на прежние позиции. Или готовить более масштабное наступление к январю.

Дальнейшие выводы можно будет делать только по мере разворачивания процесса. Однако, по субъективным ощущениям, мы стоим накануне масштабных исторических перемен, а возможно, даже потрясений. Слишком велики угрозы для глобальных элит, чтобы они просто так отдали инициативу своим противникам и остались в стороне ждать, когда те себя дискредитируют. Если системные силы не хотят сдавать даже Польшу, что говорить о Европе или Западе в целом. Да и Трамп, со своей стороны, долго запрягать явно не намерен: там, где у него есть какие-то намётки, он будет действовать без промедления, даже рискуя наломать дров. Нам предстоят напряжённые времена. И предваряющая их барабанная дробь постепенно, но неумолимо нарастает.

Текст на Политпрогнозе

РФ, Донбасс, конфликт, Сирия, Турция, США

Previous post Next post
Up