история без политики

May 08, 2011 17:54

Накануне 9 мая опять завелась чехарда на историческую тематику. Пляски вокруг красных флагов и прочие дрязги из-за советских символов откровенно набили оскомину. Поэтому не могу удержаться от написания поста на этот счёт.

Самый главный вопрос - когда мы начнём по-настоящему переписывать историю? Именно переписывать, а не дописывать, исправлять, корректировать, приглаживать, купировать и т.п.

Основная задача нашего государства (равно как и всех постсоветских стран) - избавиться от совка. Во всех его проявлениях - бытовых, культурных, политических. Но самое важное избавиться от совка в головах. Скажут, для этого нужны поколения, не помнящие, не знающие, не видевшие. Увы. Не знающие реальности, но живущие совковыми символами, это ещё хуже, чем знающие и видевшие. Они уверены в реальности символов.

А символы создаются и поддерживаются именно для того, чтобы закрепить незыблемость мифов. Они привязываются к фактам, становятся неотделимыми от них, и потом опровергнуть их можно только вместе с фактами. Вы несогласны с советским мифом о великой победе? То есть отрицаете подвиг народа? Ууу, тогда вы заслуживаете полного порицания и презрения! Мало кто будет слушать объяснения, что вы подвиг народ уважаете, но вот советский миф вам противен. Или вы не считаете голодомор геноцидом? Как? Это ж неуважение к миллионам жертв! Да уважаю я жертвы (насколько их вообще можно уважать), но миф о геноциде не приемлю! Потому что не могу рассматривать голодомор в отрыве, во-первых, от коллективизации и раскулачивания, а во-вторых, от процесса построения советской системы в целом. И почему жертвы военного коммунизма 1919-го заслуживают меньшего уважения, чем жертвы голода 1932-33 гг.? Нет, если уж выбрасывать совок в небытиё, где он по праву уже давно должен находиться, то весь, целиком и полностью.

Вместо этого наши идеологи взяли советскую историю за основу и разбавили её националистическими фантазиями. Мы по-прежнему изучаем историю борьбы рабоче-крестьянского класса против буржуев, а заодно и против Российской и (немного) Австрийской империй.

К тому же, мы как-то нелепо сочетаем историю народа и историю территории. Если изучаем историю украинского народа, то при чём здесь Киевская Русь? Давайте начинать с 13-го века, с упоминания Украины и не присваивать всё, что было до этого. А если учим историю территории, то почему не включаем реальные механизмы управления и события, относящиеся к обеим империям?

Из наших учебников создаётся впечатление, что в 19-м веке история только и состояла, что из декабристов, народовольцев, революционных кружков и (актуальная инновация) Руської трійці. Наполеоновские войны и Крымская война - где-то там, маячат на горизонте как нелепое дополнение к освободительной борьбе. И сплошь и рядом это представляется как история крестьянства! А где же элита? Где те, которые мыслят и творят? На задворках, как обычно.

Вот самый большой миф советской истории, плавно перенесённый в современный дискурс! Тотальное отсутствие элиты. Нет, отдельные её представители всё же присутствуют, но только как выразители воли порабощённых крестьян. Поэтому их обрядили в крестьянскую одежду и прицепили им нужные ярлыки.

Нет, господа, та украинская творческая интеллигенция, произведения которой мы изучаем в школе, к крестьянству не относилась. Это были люди иного круга, вхожие в европейские и российские салоны. Имеющие образование и знающие языки. И нечего Лесю Украинку рядить в вышиванку - это не её одежда. Как и не одежда Івана Франка, Олени Теліги и всех остальных. Из этой плеяды только Шевченко и имел отношение к крестьянству, за что совок и возвёл его в идолы.

А вообще история Украины и России - это история волевых, достойных, образованных женщин, представлявших элиту той эпохи (привет Femen). От княгини Ольги до наших дней.

Почему же с формальным падением совка этот факт не был признан? Да потому что космополитичная элита, не ограниченная ни знанием языков, ни рамками мировоззрением, ни ментальностью, никак не вписывается в узкоформатный национализм современной эпохи, построенный по всем канонам советской пропаганды.

И это не сугубо историческая проблема. Это проблема нашего общества. Мы ставим какие угодно задачи - увеличить ВВП, привлечь инвестиции, войти в двадцатку развитых стран или в Евросоюз. Но никто не ставит задачу построить эту самую элиту. А между тем без неё выполнение всех этих задач невозможно. Кто их будет выполнять? Бывшие парторги? Или идеологи марксизма?

Чем раньше начнётся демифологизация совка, тем лучше. Но это не означает вытеснение советских мифов националистическими, сфабрикованными вокруг тех же символов, только в противоположной интерпретации, а развенчание этих символов как таковых.

Украина, история, Россия

Previous post Next post
Up