На прошедшей неделе на «Первом канале» завершился показ сериала «Школа». Похоже сериал произвёл сильно впечатление на наших политиков, если в течение недели все кому не лень расписывали благие последствия ликвидации школ области.
20 мая в эфире радиостанции «Эхо Москвы в Липецке» прошло обсуждение внесения изменений в Закон о госучреждениях. Беседу вели Руководитель исполкома Липецкого регионального отделения партии «Единая Россия» Валерий Дзюбенко и председатель Совета Липецкого регионального отделения партии «Справедливая Россия» Лариса Ксенофонтова.
Лариса Ксенофонтова: «Наша позиция по этому вопросу озвучена лидером партии «Справедливая Россия», председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым. Сергей Михайлович голосовал против внесения данных изменений, мотивируя своё решение следующими аргументами:
1. Это будет серьёзный удар по карману всех граждан, особенно тяжело придётся малообеспеченным и многодетным семьям.
2. Данный закон является достаточно «сырым» и не прописывает чётко госзадание и размер доплаты, которую придётся осуществлять гражданам. Представители партии «Справедливая Россия» убеждены, что изменения в Закон о госучреждениях будут способствовать развитию коррупции.
3. Переход школ и больниц на автономию «развязывает руки» руководителям данных учреждений. Школы могут заниматься предпринимательской деятельностью, а полученные от неё средства тратить по-своему усмотрению. Где гарантия, что деньги от аренды компьютерного класса или спортивного зала пойдут на нужды школы, а не в карман директору? К тому же, есть опасения, что руководителями будет обозначаться такой минимум бесплатных дисциплин или медуслуг, который не будет устраивать посетителей данных учреждений. В поликлиниках бесплатно будут только зелёнкой или йодом ранки смазывать, а всё остальное будем оплачивать мы с вами. На пороге школы тоже может возникнуть прейскурант цен на предметы, которые ранее преподавались качественно и бесплатно».
Валерий Дзюбенко: «Принятие данного закона приведёт к росту качества оказания услуг и позволит жёстче контролировать деятельность руководителей бюджетных учреждений.
Ранее директор школы представлял в Департамент образования смету, которую, по сути, никто не проверял. На следующий год размер сметы увеличивался и порой в разы. Теперь система будет более прозрачной, и муниципалитет, и родители смогут контролировать этот процесс.
Возможность получать дополнительные средства от предпринимательской деятельности тоже, на мой взгляд, является положительным моментом. Никто не позволит тратить эти деньги не по назначению, они пойдут на нужды школы или больницы. За нарушение этих требований определёнными органами для руководителей предусмотрена ответственность. Необходимо и всем нам участвовать в процессах образования и здравоохранения. Коррупция снижается при наличии общественного контроля.
Законом предусматриваются государственные стандарты: содержание материально-технической базы, оценка качества образования или медицины и результат. Необходимый базис ученики и посетители поликлиник и больниц будут получать бесплатно, как и раньше. Оплачивать они будут лишь дополнительные услуги в медучреждениях или посещение кружков и изучение дополнительных предметов в школах».
26 мая на том же радио своё мнение высказал помощник члена Совета Федерации Алексей Бугаков:
«Сельская школа является социокультурным центром для местного населения, без которого село обречено на вымирание. Первая половина дня в школе посвящена занятиям, вторая, как правило, - различным кружкам и секциям. На базе учебного заведения зачастую проходят и культурно-массовые вечерние мероприятия. Сельская школа способствует развитию регионального патриотизма, и об этом не стоит забывать при принятии решения о её закрытии. Однако нельзя рассматривать процесс оптимизации, как абсолютное зло. Если школа не отвечает санитарно-гигиеническим нормам, или её посещает недостаточное количество учащихся - нет смысла в содержании данного учебного заведения».
- Мы не знаем меры в принятии решений - прокомментировал закрытие около 50 учебных заведений по программе оптимизации.
27 мая Олег Королёв дал интервью РИА Новости:
«Глубоко убежден, что ничего, кроме пользы, не принесет и школьная оптимизация. Да, и здесь приходится сталкиваться с непониманием, недовольством со стороны части родителей, педагогов. Но давайте поставим вопрос так: когда в школе восемь учеников и 12 учителей - а такие примеры у нас до недавнего времени были - можно ли это назвать эффективным расходованием бюджетных средств? Или это непозволительная роскошь? А для самих ребят, что это за школа, в которой нельзя даже футбольную команду организовать? На мой взгляд, важнейший элемент образовательного процесса - это воспитывающая среда, которую при всем желании в малокомплектной школе не создашь.
Естественно, в таких школах и материально-техническая база безнадежно отстала от требований дня. Так что модернизация системы образования - процесс назревший и жизненно необходимый. В рамках этой работы в 2009 году в области было закрыто более 70 школ и их филиалов, до 20 образовательных учреждений будет реорганизовано в текущем году. Сегодня обеспечивается подвозка в школы около девяти тысяч ребят, приобретено необходимое количество школьных автобусов.
Непростой вопрос - трудоустройство высвобождаемых педагогов, но и он решается, значительной части учителей предлагается работа по специальности. С другой стороны, после расформирования и объединения ряда школ заработки учителей существенно выросли. В результате школьной оптимизации в области стало намного больше инновационных образовательных учреждений, и сегодня большинство школьников получают образование, соответствующее современным требованиям».
В тот же день в студии радиокомпании «Эхо Москвы Липецк» об оптимизации поговорили Анна Шамаева и Николай Разворотнев.
Анна Шамаева: «Оптимизация необходима. Она повысит качество образования и улучшит материальное положение педагогов. Данной сфере сегодня катастрофически не хватает денег. На мой взгляд, нет смысла содержать малокомплектные сельские школы. Лучше эти средства выделить на увеличение заработной платы учителей. К тому же в таких школах у преподавателей нет возможности развиваться и повышать собственную квалификацию. Если в учебном заведении единственный учитель физики, с кем он может посоветоваться по поводу решения той или иной задачи? Важным аргументом оптимизации школ является здоровье учеников. Закрываются, в основном, школы, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам", - заявила гостья студии.
Николай Разворотнев: «20 лет назад объём финансирования сферы образования составлял 19-20% от общей расходной части государственного бюджета. В советские времена не было таких случаев, чтобы к 1 сентября школы оказывались непригодными для учёбы. Заработная плата педагогов тоже была гораздо выше, нежели сегодня. Однако оптимизация, по моему мнению, не улучшит ситуацию, а только навредит. Процесс оптимизации учебных заведений ведёт к оттоку молодёжи из села, а, значит, и к постепенному «вымиранию» села. Он лишает детей и учителей возможности учиться и работать по месту жительства и там, где им хочется. Сельские преподаватели к тому же лишаются льгот на жильё. Что касается здоровья учеников, я не думаю, что перевозки в автобусах в соседние школы благоприятно сказываются на физическом состоянии детей. Им приходится очень рано просыпаться, и в любую погоду ехать на учёбу, потому что их родная школа была закрыта».