Jul 12, 2009 12:58
Я намеренно употребляю слово «революция», а не «реформа», потому что это была именно тотальная цивилизационная революция и даже в определенном смысле война с собственной исторической и духовной традицией (как известно, после Петра население России уменьшилось почти на четверть). Парадокс дела Петра Великого заключался в том, что внешние оболочки русской цивилизации - техника, наука, военное дело и т.д. - при нем были радикально укреплены. Если бы этого не было сделано, Россия потерпела бы национальное крушение уже в XVIII веке. Однако сознательно или бессознательно Петр противодействовал именно вертикальной развертке традиционной русской жизни. На уровне Церкви Петр отменил патриаршество, на уровне государственности - заменил соборную (народно-земскую) монархию европейским абсолютизмом, то есть фактически попытался провести нечто вроде протестантской реформации на почве живого православия. Наконец, на уровне культуры он стал родоначальником знаменитой русской интеллигенции, научившейся думать о своей стране сначала по-немецки, ко времени Пушкина - по-французски, к концу XIX века - по-английски, а нынче, кажется, по-американски. Ясно, что это вызвало активный народный протест - от костров старообрядцев до восстания Пугачева. Однако едва ли не самый выразительный образ глубинного раскола отечественной цивилизации в условиях петербургской модернизированной Руси предложил Пушкин в «Евгении Онегине»:
Она (Татьяна Ларина. - А.К.) по-русски плохо знала,
Журналов наших не читала
И изъяснялася с трудом
На языке своем родном.
Это до чего нужно довести собственный народ, чтобы деревенская дворяночка не умела говорить по-русски!..
Полный текст статьи читайте в июньском номере журнала "Политический класс".
Петр Великий,
Татьяна Ларина,
"Евгений Онегин",
Александр Казин,
Александр Пушкин,
Россия,
Русь,
Церковь