Jul 08, 2009 10:51
Идеальным (с тенденцией стать глобальным) пространством производства формы/знака и избыточной стоимости для Бодрийяра оказывается пространство аукциона произведений искусства. Ведь решающий акт состоит здесь в двойной редукции - меновой стоимости (денег) и символической стоимости (картина как произведение), а также в их двойном превращении в стоимость/знак (подписанная престижная картина - избыточная стоимость и редкий предмет) посредством траты и соревнования. «Акт потребления никогда не является просто покупкой (обратное превращение меновой стоимости в потребительскую), ведь он еще и трата, то есть декларация богатства, декларируемое разрушение богатства - этот аспект был полностью упущен как в политической экономии, так и у Маркса. Именно эта стоимость, работающая по ту сторону меновой стоимости и основывающаяся на ее разрушении, вкладывает в купленный, приобретенный, присвоенный предмет свою различительную знаковую стоимость. Поэтому стоимостью наделяется не количество денег, как в экономической логике эквивалентности, а растраченные, пожертвованные, пущенные по ветру деньги, что соответствует логике различия и вызова. Любой акт покупки является поэтому одновременно экономическим актом и трансэкономическим актом производства различительной стоимости/знака». В отличие от рыночного аукциона (к примеру, на рыбных торгах) на художественном аукционе нет игры спроса и предложения, подразумевающей максимальное приближение предлагаемой меновой стоимости к скрытой потребительной. Если первый завершается в «точечном равновесии спроса и предложения», то второй, подобно игре в покер, - одновременно и ритуальное, и уникальное событие. Правила тут произвольны и жестко фиксированы, однако заранее никогда не известно, что произойдет. Тут речь идет не об экономической операции, в которой ценности, определяемые числовой арифметикой, подвергаются безличному обмену, а о динамике индивидуальных столкновений, о «персональной алгебре». «В противоположность коммерческой операции, устанавливающей отношение экономической конкуренции частных лиц, основывающееся на формальном равенстве (в таком отношении каждый подсчитывает свои собственные индивидуальные приобретения), аукцион - подобно празднику или игре - организовывает конкретное пространство-время и конкретное сообщество обмена среди своих». Это соревнование аристократического толка скрепляет паритет участников, который не имеет ничего общего с формальным равенством экономической конкуренции, то есть их коллективную кастовую привилегированность по отношению ко всем остальным, от которых они отделены не покупательной способностью, а «коллективным избыточным актом производства и обмена стоимостей/знаков».
Полный текст статьи читайте в июньском номере журнала "Политический класс".
Александр Люсый,
Жан Бодрийяр,
Карл Маркс