Коррупционная ихтиология, или Политическая терапия статусной ренты (Дмитрий Андреев, Вадим Прозоров)

Apr 09, 2009 07:23

В императорской России с ее сословной сложностью и - в последние десятилетия существования монархии - сумятицей из-за усиливавшегося конфликта между имущественными возможностями и иерархически предопределенными дозволенностями данные островки были совсем уж фрагментарными. Статусная рента - отвратительное зло, если ее взимает власть, и одновременно насущная потребность, если она берется ради святого дела - обустройства островков самоорганизации в пику удушающему самодержавному произволу. Во всяком случае, именно так считало прогрессивное общественное мнение.
В советское время пространство общественной самоорганизации - несмотря на многократно усилившуюся по сравнению с дореволюционным временем режимность! - заметно расширилось. С одной стороны, власть в определенном смысле даже сама санкционировала приоритет неформальных (а значит, в той или иной степени разгосударствленных) отношений при принятии кадровых решений на всех уровнях и при распределении имущественных (квартира, дача, автомобиль и др.) и социальных (престижное образование, медицинское обслуживание и др.) благ. То есть возникали номенклатурные островки самоорганизации, на которых государство фактически освобождалось само от себя в лице своих же блюстителей и охранителей. С другой стороны, власть не посягала на разные - неопасные с ее точки зрения - формы массовой социализации граждан (дачные и гаражные сообщества, досуговые объединения и др.). А оценочные ножницы статусной ренты стали еще шире, чем до революции. Если применительно к власти она осталась «коррупцией», «взяточничеством», «воровством», то в отношении советского обывателя она утратила даже те немногие оправдательные нотки, которые нет-нет да и проскальзывали у представителей прогрессивной дореволюционной общественности, и превратилась в банальную повседневность. Советский обыватель просто «доставал», «приносил с работы», «договаривался», «подмасливал», «крутился». То есть поступал «как все» и особо по этому поводу не комплексовал.
В 90-е годы взаимоотношения между режимом и самоорганизующимся сообществом строились во многом по инерции. Рынок просто вошел в отработанный предыдущими десятилетиями механизм, но не изменил его качественным образом прежде всего потому, что сохранялось привычное ролевое распределение: государство не отказывалось, по крайней мере на словах, от своих социальных гарантий, а общество, в свою очередь, по-прежнему воспринимало себя просительной, а значит, зависимой стороной, удел которой - не конкурировать с властью, а всего-навсего оптимизировать те условия существования, которые предлагает власть. А возможности для такой оптимизации на фоне криминальной приватизации, когда грань между бизнесом и преступлением становилась совсем трудноразличимой, открывались просто фантастические. В условиях обвального обнищания и регулярных неплатежей статусная рента оставалась для огромного количества россиян единственным источником существования. А для чиновничества оказывалась компенсацией за неучастие в приватизации или за неудовлетворенность размерами капитализации обретенной (через подставных лиц или путем акционерной профанации) собственности.

Полный текст статьи читайте в февральском номере журнала "Политический класс".

Вадим Прозоров, Дмитрий Андреев, Российская Федерация, коррупция, СССР, Российская империя

Previous post Next post
Up