Анатомия Смуты. Русская история как экзистенциальная драма (Владимир Можегов)

Feb 01, 2009 19:55

Свою статью мы начали с построения аналогий между явлением современной олигархии и историей возвышения Москвы. В царстве Грозного нетрудно увидеть наш ХХ век. Не избежать нам будет «странных сближений» и со временем Годунова, судьба которого удивительным образом перекликается с судьбой Бориса Ельцина (которого часто и при жизни называли царем Борисом).
Выходец из царской опричнины, либеральный царь-реформатор, своей волей, талантами и интригами достигший высшей власти, действительно многим схож с первым президентом России, выходцем из Политбюро, отцом либеральных реформ. Обоих к власти вело непомерное честолюбие, оба правили чуть меньше девяти лет, для обоих шапка Мономаха оказалась непомерным бременем. Оба, изо всех стремясь заслужить народную любовь, в жажде популярности (даже популизма) надорвались, ввергли страну в хаос и заслужили в итоге лишь хулу летописцев и темную память в народе.
Само провидение как будто потрудилось запечатлеть эту историческую рифму, сведя даты смерти обоих царей и связав их единой мистерией. Борис Ельцин умер 23 апреля, Годунов - 13 апреля (25-го по-новому). И в тот же день (оказавшийся волею судьбы днем траура) в Большом театре, назначенная задолго до того дня, состоялась премьера оперы Александра Сокурова (известного своей трилогией о тиранах ХХ века) «Борис Годунов».

Полный текст статьи читайте в декабрьском номере журнала "Политический класс".

Борис Годунов, Владимир Можегов, Владимир Мономах, Иван Грозный, Борис Ельцин, Александр Сокуров, Москва

Previous post Next post
Up