Jan 22, 2009 00:18
Изучив предпринимательский класс своего времени, Шумпетер выделил основные характеристики этих людей, ключевой из которых назвал стремление привнести в свой бизнес что-то новое, особое, нетрадиционное. Данная жажда особого пути обычно дополняется такими чертами, как:
- независимость и уверенность в себе, опора на собственные силы;
- отсутствие боязни риска;
- доверие своему чутью, интуиции;
- потребность в самореализации, в достижении успеха;
- достаточно взвешенное отношение к деньгам.
Взгляды Шумпетера на предпринимательство вошли в золотой фонд экономической науки. Именно они обусловили широкое признание предпринимательской способности четвертым фактором производства (в дополнение к капиталу, труду и земле, введенным в науку Жаном Батистом Сэем). Кстати, Карл Маркс при разработке своей теории оперировал лишь тремя факторами Сэя. Поэтому советская экономическая наука не признавала важности предпринимательской способности для функционирования экономики. Правда, этот фактор играл существенную роль в партийной и государственной практике СССР через использование таких институтов, как номенклатура, партхозактив и кадровый резерв. Да и сам Маркс во многих своих трудах отмечал важную преобразующую и новаторскую роль капиталиста, однако он так и не ввел связанный с этим фактор в свою социально-экономическую теорию.
Полный текст статьи читайте в декабрьском номере журнала "Политический класс".
Жан Батист Сэй,
Йозеф Шумпетер,
Карл Маркс,
СССР