Станет ли Юлия Тимошенко украинским Бонапартом? (Конспект номера, Виталий Третьяков)

Dec 05, 2009 20:17

Ноябрьский «Политический класс» мы решили посвятить президентским выборам на Украине, которые должны состояться 17 января будущего года. Выпустить январский номер к этой дате мы просто не успеем. А отводить Украине следующий журнал не хочется по двум причинам. Во-первых, для него уже есть своя сквозная тема - 130-летие со дня рождения Сталина, и упустить шанс поговорить об этой исторической фигуре в обстановке очередной волны общественного внимания к ней было бы неправильно. Во-вторых, декабрьский номер - юбилейный в двух смыслах: шестидесятый и одновременно завершающий первое пятилетие существования самого журнала. Поэтому здесь будет не до Украины - при всем моем повышенном внимании к происходящему в этой стране.
Насколько мне известно, сегодня те силы, которые принимают решения на Украине, все чаще говорят о необходимости наведения элементарного порядка после того беспредела, до которого довел страну режим Ющенко. И в качестве фигуры, способной выполнить такую миссию и одновременно приемлемой и для оранжевых, и для русской Украины, все чаще называется Юлия Тимошенко. Станет ли нынешний премьер диктатором для Украины? Вероятности такого исхода выборов посвящена обложка номера.

Статейный блок открывается ответами нетривиального украинского политика - киевского мэра Леонида Черновецкого - на вопросы редакции «Политического класса». Леонид Черновецкий не участвует в президентской кампании, но вместе с тем - как мэр столицы - является фигурой, от которой во многом будет зависеть поведение столичного электората. А столица, в свою очередь, как всегда на постсоветском пространстве, устанавливает норму для остальной страны. Леонид Черновецкий демонстрирует нарочитую аполитичность - говорит о насущных повседневных проблемах, о развитии бизнеса и экономики. Однако киевский мэр осторожен в оценках, предпочитает делать бесспорные заявления и не склонен строить далекие планы относительно собственных политических перспектив и перспектив тех политиков - руководителей областного уровня и уровня крупных промышленных центров Украины, - которые как раз и могли бы составить действительную третью силу (в отличие от политических маргиналов текущей кампании), заявить о себе как о прагматиках, отталкивающихся от реального - а не желаемого, особенно с подачи из-за рубежа - положения дел в стране.

Политолог Дмитрий Выдрин (обремененный к тому же еще и высокой государственной должностью заместителя секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины) в яркой и образной форме характеризует общепризнанных фаворитов, особенности их кампаний и шансы выиграть выборы - или хотя бы выйти во второй тур. Правда, сразу бросается в глаза отсутствие среди объектов авторского анализа действующего президента. Хотя это и понятно: замечательный ернический стиль Дмитрия Выдрина неуместен в устах замсекретаря Совбеза, встроенного в президентскую вертикаль. Но откровенность, с которой Дмитрий Выдрин прогнозирует перспективы развития политической ситуации на Украине, остается неизменной - и совершенно нехарактерной для чиновника, обязанного демонстрировать дежурный оптимизм. В конце статьи тональность Дмитрия Выдрина с саркастической меняется на пессимистическую: автор не исключает, что на завершающем этапе кампании общая экономическая ситуация на Украине ухудшится настолько, что народ выйдет на улицу и окажет самое непосредственное воздействие на исход голосования 17 января. (Резонно, однако, задать автору вопрос: состоится ли в принципе само голосование, если улица забурлит, как пять лет назад, с той лишь разницей, что теперь это бурление окажется не результатом политтехнологий, а следствием настоящего недовольства режимом?) Это - по Дмитрию Выдрину - сценарий «проснувшегося народа». Но, по мнению автора, очень вероятен и сценарий «полуспящего народа», когда исход голосования будет определен «внутриэлитным компромиссом».

В отличие от Дмитрия Выдрина политолог Вадим Карасев более технологичен и конкретен. Главная мысль его статьи: Украина выбирает не столько президента, сколько курс на ближайшие годы - до 2020-го или даже 2025 года. Сквозь эту призму автор рассматривает и предвыборные кампании основных претендентов. Причем даже не столько сами кампании, сколько две взаимосвязанные в реалиях современной Украины проблемы. Во-первых, вероятные после выборов перемены в распределении полномочий внутри украинской власти. Во-вторых, способность к лидерству - персональному, структурному или институциональному - на указанный период. Автор справедливо отмечает, что главная борьба - в отличие от 2004 года - разворачивается не между оранжевыми и бело-голубыми (цвет партийной символики регионалов Виктора Януковича), а между самими оранжевыми (или «посторанжевыми», по терминологии автора). По мнению Вадима Карасева, главные фавориты гонки - лидеры БЮТ и Партии регионов, то есть действующий премьер и экс-премьер - ведут свои кампании в рамках премьерской повестки, в отличие от президента Ющенко, который действует в рамках предельно идеологизированной повестки, сводящейся к пропаганде европейского выбора Украины. В статье подробно рассматривается последнее избирательное законодательство, играющее на руку фаворитам президентской гонки, приводится характеристика электоральной карты Украины. Вадим Карасев оценивает все наиболее вероятные сценарии исхода голосования 17 января и их последствия для продолжения реформирования властной модели.

Разговор о предвыборной ситуации на Украине и вероятных послевыборных сценариях в этой стране невозможен без отдельного рассмотрения сегодняшней русской Украины - ее проблем, мотиваций, приоритетов и электоральных предпочтений. Этой большой теме посвящена статья эксперта Олега Кильдюшова. Автор задается вопросом, вынесенным в подзаголовок материала, - о возможности мобилизации русской Украины при существующем оранжевом режиме. Олег Кильдюшов не ограничивается перечислением и без того хорошо известных фактов насильственной дерусификации. (Хотя некоторые из приводимых в статье сведений - особенно высказывания отдельных официальных и неофициальных лиц украинского «политикума» - достойны того, чтобы российские СМИ уделяли им больше внимания.) Размышляя о русской Украине, автор прямо говорит и об изъянах политики официальной Москвы в отношении соотечественников в ближнем зарубежье, указывает на очевидные просчеты и проявления вопиющей недальновидности (если не сказать более резко) отдельных российских чиновников высокого ранга. Вместе с тем в статье отдается должное тем конкретным удачным шагам, которые предпринимает на Украине Россотрудничество. Что же касается проявлений мобилизации русской Украины, то Олег Кильдюшов рассматривает в качестве таковых деятельность общественных структур - например, правозащитной организации «Русскоязычная Украина», - а также недавние торжества в Херсоне по случаю 270-й годовщины со дня рождения Григория Потемкина и отмечавшийся минувшим летом трехсотлетний юбилей Полтавской битвы.

Историк Владимир Близнеков подробно разбирает столь любимую нынешним оранжевым режимом идеологию голодомора и убедительно доказывает несостоятельность попыток адептов этой теории представить массовый голод на Украине в начале 30-х годов прошлого века как политику преднамеренного и целенаправленного геноцида украинцев. Автор показывает, что первые попытки в этом направлении были предприняты владельцем американской медиаимперии Уильямом Херстом с подачи гитлеровской Германии, начавшей таким образом превентивную пропагандистскую обработку украинцев как своих потенциальных союзников в будущей войне с Советским Союзом. Отсюда, кстати, и антисемитизм ранней идеологии голодомора. Симптоматично, что измышления о голодоморе взяли на вооружение в годы холодной войны и наши бывшие союзники по антигитлеровской коалиции - разве что без антисемитских представлений о евреях-коммунистах, якобы нарочно подвергавших украинских крестьян голодной смерти, дабы осуществить через три века акт возмездия за уничтожение евреев Богданом Хмельницким. Владимир Близнеков справедливо считает, что мифология голодомора - отнюдь не безобидная кабинетная фальсификация. Уже 17 государств, подталкиваемых оранжевыми, признали голодомор геноцидом. Список стран, придерживающихся такого взгляда, будет расширяться - со всеми вытекающими для России международно-правовыми последствиями. Поэтому идеологической войне сегодняшнего Киева против нашей страны следует дать надлежащий отпор, иначе Россия рискует оказаться в сложном положении.

На первый взгляд статья эксперта-международника Юрия Сторчака может показаться не вписывающейся в тематический номер, целиком посвященный украинским делам. Автор анализирует возможность «аншлюса» Молдавии Румынией после смены власти в Кишиневе и вероятное в этом случае развитие приднестровской проблемы. Однако уже с самого начала статьи становится понятным, что будущее Молдавии актуально не только для России (из-за Приднестровья), но и для Украины - по причине все того же левобережья Днестра, культурно, этнически и цивилизационно близкого славянскому миру, а также вследствие того, что проект «Великая Румыния» посягает в том числе и на украинские территории. Юрий Сторчак подробно останавливается на характеристике расклада политических сил в самой Молдавии, пребывающей в непрекращающейся, замирающей лишь на некоторое время избирательной кампании. Приводимые в статье характеристики первых лиц нового молдавского руководства позволяют составить представление об их возможных действиях на приднестровском направлении (резкие заявления о военном присутствии России в этом регионе уже прозвучали) и в отношениях с Румынией. Отдельная сюжетная линия материала - взгляд на будущее этого восточноевропейского региона из Евросоюза, в который так стремится Молдавия. Автор приводит примеры, свидетельствующие о более чем сдержанном отношении «старой Европы» к новациям, касающимся перекройки существующих границ и возникновения новых государственных образований, и останавливается на характеристике сценариев решения приднестровской проблемы.

Аналитики Вероника Крашенинникова и Альфред Росс продолжают тему, начатую ими в августовском и сентябрьском номерах «Политического класса». На этот раз авторы рассматривают деятельность конкретных персон и структур по укреплению антироссийского оранжевого режима на Украине в ситуации идущей в этой стране президентской кампании. В статье приводится информация о работе, проводимой различными фондами и неправительственными организациями, которые в последнее время не только поддерживают интеллектуалов с помощью различных грантов, но и занимаются благотворительной деятельностью самого широкого спектра - например, ведут программы помощи детям из неблагополучных семей или спонсируют создание медицинских центров, занимающихся здоровьем новорожденных. Подобная филантропия, к тому же еще соответствующим образом преподнесенная в СМИ, формирует у населения Украины благостный образ Запада и неизбежно работает на укрепление имиджа оранжевого режима, разворачивающего-де страну лицом к Европе. Вероника Крашенинникова и Альфред Росс считают, что исход выборов 17 января не окажет существенного влияния на дальнейший курс украинского руководства, который - при любом из нынешних реальных кандидатов на пост главы государства - останется прозападным, ориентированным на вступление в НАТО и антироссийским. Более того, авторы не исключают и вероятности провоцирования Западом военного конфликта между Украиной и Россией - наподобие того, как летом 2008 года США подтолкнули Грузию к вторжению в Южную Осетию.

Богдан Хмельницкий, Леонид Черновецкий, Виктор Ющенко, Юлия Тимошенко, Полтавская битва, Южная Осетия, Приднестровье, Дмитрий Выдрин, Германия, Альфред Росс, Вероника Крашенинникова, Европа, Херсон, Иосиф Сталин, Виктор Янукович, Киев, Олег Кильдюшов, Владимир Близнеков, Юрий Сторчак, Днестр, Грузия, Советский Союз, Уильям Херст, Украина, Румыния, Молдавия, Виталий Третьяков, Вадим Карасев, США, Григорий Потемкин, Россия, Наполеон Бонапарт

Previous post Next post
Up