ЗА ЧТО ОНИ ПОЛУЧАЮТ ЗАРПЛАТУ? анализ эффективности работы госдумы от Конституционного суда

Nov 20, 2012 11:18

Оригинал взят уksu_trubetskayaв ЗА ЧТО ОНИ ПОЛУЧАЮТ ЗАРПЛАТУ? анализ эффективности работы госдумы от Конституционного суда
Премьер-министр Дмитрий Медведев попенял правительству на невыполнение решений Конституционного суда (КС). «Более 200 подзаконных актов, которые требуется по действующему законодательству принять, так до сих пор и не разработано, и не выполнены решения в 58 случаях, принятые Конституционным судом. Это безобразие», - возмутился премьер собственным кабинетом министров на совещании с вице-премьерами в понедельник.

В докладе Конституционного суда, подготовленном в апреле 2009 года, КС констатировал неисполнение своих решений как со стороны арбитражных судов и судов общей юрисдикции, так и исполнительных органов.

«Суды нередко толкуют решения Конституционного суда весьма свободно, изыскивают различные возможности для неприменения содержащихся в них правовых позиций, а иногда не обеспечивают и реализацию так называемой привилегии заявителя (разрешение дела заявителя, в связи с обращением которого принято постановление или определение с позитивным содержанием, способом, который бы обеспечил восстановление его нарушенных конституционных прав)», - говорится в документе. Безразличие судов к постановлениям, считают в КС, приводит к тому, что суд «вынужден «повторяться», вынося определения с так называемым позитивным содержанием (то есть с отдельно прописанным пунктом о том, что дело заявителя должно быть пересмотрено), когда вопрос по существу ранее уже разрешался и ясен».

В то же время игнорирование постановлений Конституционного суда органами государственной власти обусловлено несовершенством механизма реализации решений КС, (читай - неэффективностью власти)

За прошедшие три года ситуация с исполнением решений КС только ухудшилась.


«…увеличение числа обращений с жалобами на неисполнение решений. По состоянию на 30 декабря 2011 года, в КС поступило 418 таких обращений (для сравнения: за 2010 год - 374 обращения). Остаются неисполненными 47 решений Конституционного суда, требующие принятия дополнительного правового регулирования», - отмечалось в докладе суда за 2011 год.

Главными виновными оказались Минюст, которому поручили следить за исполнением решений (у самого КС нет соответствующих полномочий и структур), Госдума и аппарат правительства. В профильном министерстве за это должен был отвечать Департамент законопроектной деятельности и мониторинга правоприменения. В прошлом году он разработал восемь законопроектов, из которых только один был внесен в Государственную думу, два проходят согласование в правительстве, остальные застряли на различных стадиях подготовки.

В то же время в самой Госдуме нет специальных процедур, гарантирующих своевременное рассмотрение законопроектов, направленных на исполнение решений Конституционного суда, из-за чего их принятие постоянно переносится. Так, проект, реализующий постановление от 22 июня 2010 года № 14-П, нацеленное на защиту избирательных прав граждан, будучи внесен в примерную программу законопроектной деятельности ГД в весеннюю сессию 2011 года, так и не был принят.

Дело в том, что на данный момент в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" членами избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не могут быть лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства (подпункт "а" пункта 1); полномочия члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства (подпункт "а" пункта 8).

Кс постановил признать взаимосвязанные положения подпункта "а" пункта 1 и подпункта "а" пункта 8 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в части, лишающей гражданина Российской Федерации, получившего вид на жительство на территории иностранного государства, возможности быть членом территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 32 (часть 1) и 55 (часть 3). 

Но за более чем 2 года проект, реализующий данное постановление так и не был принят ГД.

Одним из нормативных актов КС, не вступивших в силу по вине исполнительной власти, является постановление Конституционного суда № 13-П от 8 июня 2010 года. Согласно п. 4 ст. 292 ГК РФ, отчуждение жилого помещения, в котором проживают члены семьи собственника данного помещения, находящиеся под опекой или попечительством, либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние (о чем известно органу опеки и попечительства), допускается с согласия органа опеки и попечительства, если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц.

Из данной нормы следует, что из числа лиц, при проживании которых отчуждение жилого помещения возможно с согласия органа опеки и попечительства, исключены несовершеннолетние члены семьи собственника, которые не находятся под опекой или попечительством либо остаются на родительском попечении, о чем известно органу опеки и попечительства.

К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником супруг, дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов семьи (ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ).

К числу лиц, оставшихся без родительского попечения, относятся дети, чьи родители умерли, лишены родительских прав или ограничены в них, признаны недееспособными, длительно отсутствуют, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, а также в других случаях отсутствия родительского попечения (п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ). Поскольку приведенный перечень не является исчерпывающим, органы опеки и попечительства могут осуществлять защиту прав и интересов детей во всех иных случаях, когда родительское попечение фактически отсутствует.

п. 4 ст. 292 ГК РФ в части, определяющей порядок отчуждения жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника данного жилого помещения, если при этом затрагиваются их права или охраняемые законом интересы, не противоречит Конституции РФ;
п. 4 ст. 292 ГК РФ является неконституционным в части, не позволяющей защищать права несовершеннолетнего, проживающего в жилом помещении, в случае отчуждения этого помещения, если он формально не отнесен к находящимся под опекой или попечительством или к оставшимся без родительского попечения (по данным органа опеки и попечительства), но фактически лишен опеки.
Постановление от 08.06.2010 N 13-П вступило в силу немедленно после провозглашения, но подзаконный акт для его реализации так и не был принят.

Данные постановления и необходимые для их исполнения подзаконные акты должны изготавливаться в срок, это не просто бумажки, которые КС обязал принять, это документы гарантирующие соблюдение прав граждан, за каждым таким документом стоят реальные интересы людей. Но за 2 с лишним года с момента принятия постановления КС ничего не было сделано, и сколько судеб поломалось, из-за того что ГД занималась принятием выгодных ей законов, лоббируя интересы правящей верхушки, и до бесконечности откладывая принятие постановлений КС. А ведь именно КС рассматривает законы и подзаконные акты на предмет их соответствия Конституции.

Подобная практика прямо противоречит предписанию федерального конституционного закона «О Конституционном суде РФ». По закону правительство должно подготовить проект для внесения в Госдуму в течение трех месяцев.

Ксения Трубецкая.

Previous post Next post
Up