В предыдущем посте, а также комментариях к нему, речь шла в основном о личном опыте и личных воспоминаниях об эпизодах, так или иначе связанных с наркоманией в СССР. Но там же в комментах было два текста, содержащих вполне официальные данные, в том числе статистические, не оставляющие сомнений, что и в советское время наркомания в Совдепии существовала. Цифры-факты очень интересные, местами весьма впечатляющие. Выношу в отдельный пост.
afanarizm wrote:
http://www.narcom.ru/parents/agit/8.htmlВидный отечественный нарколог И.В. Стрельчук отмечал, что в предвоенные и послевоенные годы кокаинистов в СССР не было, морфинисты представляли редкость.
Изменился и социальный состав потребителей наркотиков, в основном это были взрослые люди от 30 до 40 лет, принимавшие участие в Великой Отечественной войне.
“Хрущевская оттепель” и последовавшие за ней годы застоя характеризовались постепенным ухудшением наркоситуации в стране. Оказалось, что социальная болезнь была на время приглушена, очаги ее были локализованы, но не ликвидированы. С появлением благоприятных условий она вновь стала распространяться и приобретать опасные формы. И первыми с ней столкнулись сотрудники милиции.
Интересные данные приводили специалисты сельского хозяйства и Минздрава СССР. По их оценкам, с каждого гектара посевов опийного мака, под которым только в Киргизии было занято 6400 га, похищалось в среднем от 5 до 10 кг опия-сырца. В то же время органами внутренних дел в 1969 году изъято у преступников 237 кг опия-сырца, что составило всего лишь 0,35 - 0,7% похищенного. Следовательно, свыше 99% похищенного опия-сырца у преступников не изымалось, и различными способами и каналами он поступал основным потребителям - осужденным (см.: Бронников А.Г. Расследование и предупреждение незаконного изготовления, приобретения, хранении и сбыта наркотических веществ в исправительно-трудовых учреждениях: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - М., 1972. С. 8-9).
Росла численность наркоманов. Так, если в 1965 году на учетах органов здравоохранения страны состояло 23714 наркоманов, то к концу 1971 года их насчитывалось уже более 50 тыс. человек (См.: Бронников А.Г. Указ. раб. С. 4).
Наркомания стала оказывать существенное влияние на преступность и состояние общественного порядка. По неполным данным, в РСФСР в 1964 году наркоманами было совершено 1468 различных преступлений, из которых 497 составляли разбои, грабежи и кражи в целях завладения наркотиками или средствами для их приобретения (См.: Хоменкер М.Л. Борьба с хищением, незаконным изготовлением, распространением и потреблением наркотических веществ: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. - М., 1966. С. 3.).
В исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ) в 1967 году количество преступлений, связанных с наркотиками, возросло по сравнению с 1961 годом более чем в 3,5 раза, а их удельный вес составлял больше в 5,5 - 7,5 раза, чем в целом по стране. Места лишения свободы стали превращаться в очаги распространения наркотиков и их злоупотребления. Осужденные, возвращаясь с работы с внешних производственных объектов в жилую зону, нередко проносили, провозили через контрольно-пропускные пункты, а также перебрасывали через ограждения наркотические средства. (См.: Бронников А.Г. Указ. раб. С. 4).
Данные негативные факторы в стране не были в 60-х-80-х годах локальными явлениями, которые были присущи отдельным регионам, например, республикам Средней Азии, а в той или иной мере имели место во всех регионах бывшего СССР. Динамика незаконного оборота наркотиков и их употребления имела тенденцию к росту. Имевшаяся тенденция к увеличению количества лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, происходила не за счет хронически больных лиц и инвалидов, а вследствие вовлечения в наркотизацию здоровых людей в основном молодого возраста. И, наконец, “подпитка” наркоманов осуществлялась хорошо разветвленной и замаскированной сетью оптовых и розничных торговцев наркотиками.
...Очередной взрыв наркопроблемы после гражданской войны пришелся на вторую половину 50-х годов. В этот период УВД Омской области создает на базе аппарата уголовного розыска мобильную оперативно-служебную группу (ОСГ).
...Вместе с тем проблема наркомании в стране к середине 80-х годов значительно обостряется, растет торговля наркотиками, увеличивается число лиц. злоупотребляющих ими. Последующие 10 лет не внесли серьезных изменений в активизацию борьбы с НОН.
http://www.narkotiki.ru/expert_5295.htmlДлительное время утверждалось, что в нашей стране в отличие от других стран проблемы наркомании не существует. Число больных наркоманией и токсикоманией в течение многих лет, вплоть до середины 80-х годов, почти не менялось, а в 1980 г. в бывшем СССР было зарегистрировано всего 36 тыс. наркоманов. В дальнейшем стал наблюдаться неуклонный рост числа больных с диагнозом «наркомания» и «токсикомания». Это было обусловлено как истинным ростом распространения этой патологии, так и тем, что значительно активизировалась наркологическая служба по выявлению этих больных. В 1987 г. в Министерстве здравоохранения СССР было зарегистрировано более 53 тыс. больных наркоманиями и около 8 тыс. - токсикоманиями [Ураков И. Г., Мирошниченко Л. Д., 1989].
Аналогичная тенденция прослеживается и в Российской Федерации, если рассматривать ее отдельно. До 1985 г. число больных наркоманиями, зарегистрированных в диспансерах, тоже было относительно стабильным: в 1965 г. - 10 тыс. человек, в 1975 г. - 14,8 тыс., в 1985 г. - 14,5 тыс. [Врублевский А. Г., Кузнец М. Е., Мирошниченко Л. Д., 1994]. С 1985 г. наблюдается значительный рост числа больных наркоманиями. К 1991 г. оно удвоилось и достигло 28,3 тыс. человек, число больных токсикоманиями - 6,1 тыс. [Егоров В. Ф., 1996]. В дальнейшем вдет рост численности лиц, злоупотребляющих наркотиками и другими веществами, вызывающими зависимость.
Тенденция к росту числа наркомании в России (как и в бывшем СССР) наблюдалась в условиях практически полного перекрытия медицинских источников наркотических средств. Это привело к преобладанию в структуре видов наркомании кустарно приготовленных наркотиков. Наиболее отчетливо эта тенденция проявилась в 80-х - начале 90-х годов. Так, по данным Э. А. Бабаяна (1988), в СССР в 1970 г. злоупотребление морфином составило 22,3 % всех наркомании, кодеином - 18,7 %, а в 1985 г. их доля снизилась соответственно до 1,5 и 0,2 %. В то же время кустарно приготовленные из разных сортов мака наркотики стали составлять в 1985 г. 57 % среди всех наркотических веществ. По данным Министерства здравоохранения СССР, в 1989 г. кустарные препараты из опия составили 54,2 % от всех наркотических веществ, морфий - 0,8 %, кодеин - 0,06 %, промедол - 0,2 %, ом-нопон - 0,01 %. Этому соответствовали и данные Министерства здравоохранения Российской Федерации на 1988 г.: кустарные препараты из мака составили 46,9 % от всех наркотических веществ, кустарные препараты из конопли - 27,1 %, из эфедрина - 7,4 %, препараты в виде сочетания кустарных препаратов мака и конопли - 7,5 %, т. е. кустарные наркотики составили 89%, в то время как морфий - всего 1,1%; злоупотребляющих героином, кокаином, амфетаминами зарегистрировано не было.
В бывшем СССР среди лиц, злоупотреблявших наркотиками и другими одурманивающими средствами, состоящих на учете в системе МВД к концу 1987 г., женщины составляли 12 % [Власов А., 1988]. В 1989 г. в медицинских учреждениях среди лиц, состоявших на учете с наркоманиями и токсико-маниями, было 13 % женщин. В Российской Федерации доля женщин, злоупотребляющих наркотиками и другими одурманивающими средствами, была 38,68 %, т. е. выше, чем во многих других регионах. В 1991 г. соотношение мужчин и женщин среди регулярных потребителей наркотиков в России составило 4:1 [Мирошниченко Л. Д., Туманов В. И., 1994], в 1993 г. - 3:1 [Корчагина Г.А., Никифоров И.А., 1994].
alexeyshornikov wrote:
Развязавшаяся дискуссия показывает, с одной стороны, остроту проблемы, а с другой, ее, выражаясь фигурально, местничковый характер.
Но тема заявлена Вами как "Наркотики в СССР", а СССР существовал во времени (с 1922 по 1991 годы от Рождества Христова) и в пространстве. Конечно, люди пишут и говорят часто то, что они видели собственными глазами или слышали собственными ушами. Однако пользователи рунета, кои представлены в качестве благодатных комментаторов, все-таки люди преимущественно молодые и рассказывают о своих селах, станицах, городах.
Дозвольте мне кратко взглянуть на проблему шире, исходя из заявленной Вами темы.
Во-первых, наркотические средства поголовно употреблялись в Средней Азии, Закавказье и на Кавказе. Сведения об этом можно почерпнуть... из уголовных кодексов союзных республик, где такая ответственность была всегда, начиная с уголовных кодексов уж 1922 года (в Р.С.Ф.С.Р. тоже).
Аналогично существовала проблема в Новороссии, Крыму, Кубани, Дону, Ставрополью и даже на Дальнем Востоке, где растет преимущественно конопля.
Во-вторых, проблема наркомании имеет и временной период. Так в 20-е и 30-е годы было много кокаинистов и немного морфинистов (например, морфинистом одно время был М.А.Булгаков).
В 40-50-е годы наоборот было много морфинистов. Преимущественно это были люди, имевшие ранения на фронте. При помощи морфия они уменьшали физические страдания.
В 60-70-е годы было также много морфинистов, хотя появляются и иные более сильные средства.
С 1980 года, когда советская армия совершила очередную агрессию ( на этот раз против Афганистана), количество познакомившихся с наркотическими средствами солдат возросло геометрически. Сие было вызвано необходимостью афганского народа вести национально-освободительную войну против советских захватчиков. А экономика Афганистана после попыток установления там колхозного типа хозяйствования, - лежала в руинах. В итоге, героин стал почти единственным источником для получения денег на ведение войны. Естественно, что потребителями становились и советские солдаты, коим было необходимо как-то снимать стресс.
Вот пара ссылок, кои могут Вас заинтересовать:
http://nodrugs.ksu.ru/info/narkhist20s.htmlhttp://www.narcom.ru/parents/agit/8.html И еще одно замечание. В Москве ( и частично в Подмосковье) проблем с наркотическими средствами было действительно меньше, ибо в отношении Москвы было даже понятие 101 километр. Аналогично проблем с этим недугом было меньше в закрытых городках и поселениях.
А вот в портовых городах, наоборот, проблем было больше (Сочи, Одесса, Владивосток, Петроград и т.д.).
Поэтому многие могли о проблеме не знать, но сие не означает, что ее не существовало.