К 10-летию августовской революции вышел спецномер газеты «Личный эксперт» (о ней мы уже писали здесь
http://politics-80-90.livejournal.com/7096.html#cutid1). Он состоял из интервью с участниками техуже исторических событий. Вот как вспоминает о них Борис Титенко, в августе 91-го - руководитель штаба демократических сил Ростовской области, в августе 2001-го - депутат Госдумы РФ. В своем интервью он говорит не только о событиях, связанных с ГКЧП, но и об их последствиях. Думаю, что сегодня его оценки были бы жестче.
"Бойцы вспоминают минувшие дни". На фото из газеты "Личный эксперт" (слева направо): Валентина Толмачева, Михаил Соснин (ДПР), Борис Титенко, Раиса Гришечкина, Александр Куликов (РПРФ), Витольд Абанькин (правозащитник). И все в 1991 году - "Демократическая Россия".
<
КАК ЭТО БЫЛО
ТИТЕНКО БОРИС МИХАЙЛОВИЧ -РУКОВОДИТЕЛЬ ШТАБА ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ СИЛ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
- Борис Михайлович, когда вы узнали о попытке пут чистов совершить государ ственный переворот, какой была ваша реакция?
- О том, что случилось, я узнал 19 августа в 7 часов утра. Мне позвонила Раиса Николаевна Гришичкина и сообщила о том, что в стране введено Чрез вычайное Положение.Реакция - легкое заме шательство.
- Ваши действия после получения этого известия?
- Я созвонился со своими ближайшими соратниками, Александром Ивановичем Куликовым и Сергеем Ивановичем Васильевым. Надо сказать, что все мы живем недалеко друг от друга, поэтому достаточно быстро нам удалось встретиться. Мы отправились на Сельмаш к Раисе Николаевне, для того чтобы провести совместное совещание. Сделав несколько звонков, я выяснил, что признаков движения войск нет. По общему мнению, наше присутствие было необходимо в Горсовете, на улице Б. Садовая 73. Тем более, что к тому моменту я был предсе дателем областной органи зации Республиканской партии. Оценка ситуации была следующей: в стране про изошла попытка государ ственного переворота с целью свернуть едва нача вшиеся демократические преобразования и вновь воссоздать тоталитарный коммунистический режим. Было принято решение о создании штаба демократи ческих сил по противодейс твию преступникам. Еще рано утром была установлена связь со штабами демок ратических сил в Москве, с Белым Домом. Поэтому нам удалось достаточно быстро получить указ Президента Ельцина, в котором говори лось об общем положении дел и оценивалось происшедшее. Началась активная работа по распространению текста указа среди жителей Ростова и Ростовской области. Очень скоро к нашей работе присо единились лидеры демок ратических организаций Ген надий Семенович Эскин и Александр Владимирович Клименто. Огромную помощь оказывали предприниматели В.В. Ельцов, В.И. Матвеев и многие другие.
- Каким образом разво рачивались события в Ростове?
- Горожане довольно быстро отреагировали на проис ходящее. К нашему штабу начали стекаться люди с предложениями помощи и поддержки. Предлагали автотранспорт и средства связи, некоторые даже приносили еду. Штаб и ростовчане оказались цельным и сплоченным организмом. Мы представляли сбой внушительную форму протеста жителей Дона против наступления реакции.
- Как повели себя в сожившейся обстановке властные сруктуры?
- В органах власти проиошел раскол. Если городской Совет во главе с Владимиром Федоровичем Чубом и Владимиром Викторовичем Емельяновым не поддержал путчистов, то областной Совет во главе с Леонидом Андреевичем Иванченко даже создал нечто наподобие местного ГКЧП.
- Что вы чувствовали, когда стала очевидной неудача путчистов?
- Три дня были очень тяжелыми. Только утром 21 августа стало ясно, что путч залебнулся и не будет иметь успеха. Население не поддержало негодяев. Вы бы видели, как дружно смеялись ростовчане над выступ лениями руководителей ГКЧП по радио! Это было во время митинга демократических сил на улице Пушкинской, который мы устроили вечером 19 августа. Уже тогда было ясно, что Ростов так просто не сдастся.Ваша оценка тех событий с позиций сегодняшнего дня: как вам кажется, насколько эффективно была реализована пре доставленная демократам власть в первые дни после провала переворота?
-Отношусь к этому, как к историческому событию. Оно свершилось просто потому, что не могло не произойти. И иным оно тоже не могло быть.
Другой вопрос состоит в том, что, как и всякое событие, оно не имело определенной цели -это свершившийся факт. А вот насколько эффективно была использована эта победа для продвижения демократических преобразований в стране? Да, здесь были и победы и неудачи. Непринятие решения об отстранении от власти на' всех уровнях тех, кто правил страной до этого (так называемый Закон о люстрациях) имело очень серьезны исторические последствия. Они до сих пор отражаются и н уровне жизни россиян, и на уровне преступности во всех уголках страны. Это явилось основной причиной пробуксовки реформ , сопротивления им на местах и извращения содержания.
- Ваше отношение к участникам тех событий?
К тем, кто выступал на стороне ГКЧП - плохое. К подавляющему большинству тех, кто был с нами отношусь тепло как к своим соратникам.
Это интервью брал Сергей Арчаков.
Интервью с другими участниками событий можно почитать здесь
http://politics-80-90.livejournal.com/7096.html#cutid1).
<