Для разнообразия и следования принципу многопартийности - материалы из газеты, которая так и называлась, «Яблоко». Кто не знает или не помнит - была такая партия. Забавно названная как производное от аббревиатуры трех ее лидеров - Явлинского, Болдырева, Лукина (ЯБЛ). Никто из них в политической жизни уже фактически не участвует, а вот название осталось.
Газета датирована декабрем 1999 года, что означает, что выпуск это сугубо агитационный, «последний залп» перед выборами в Госдуму РФ третьего созыва, куда баллотировался (тогда еще от «Яблока») ростовский политик Михаил Емельянов.
Так называемый альтернативный закон о бюджете, разработанный «яблочниками», о котором идет речь в «ударном» материале номера - интервью с М.Емельяновым под наступательным заголовком «Яблоко» готово быть властью» - конечно же, очевидная пиаровская штучка. Неплохо придуманная. Ведь трудно предположить, что «электральные массы» в курсе, что в российском законодательстве (Бюджетном кодексе, Налоговом кодексе, Конституции, наконец) жестко прописана процедура внесения и принятия проекта госбюджета. И что это - исключительные полномочия Правительства РФ.
Что депутаты могут повлиять официально на содержание закона о бюджете только путем внесения поправок на разных этапах его рассмотрения. Но это - тяжелый, длительный, утомительный договорной процесс. А тут - мы предложили, но нас отвергли! И все. Не очень честно, но достаточно эффективно. Емельянов те выборы выиграл.
«Яблоко» готово быть властью
Вряд ли нужно доказывать, что бюджет страны - документ, от которого зависит жизнь каждого из нас. Бюджет - это зарплаты и пенсии, оборона страны и правопрядок, социальная защита и состояние экномики. «Финансовая конституция» страны разрабатывается правительством. Но этой оченью фракция «Яблоко» в Государственной Думе предложила свой вариант закона «О государственном бюджете».
Реакция коллег-депутатов на инициативу «Яблока» была, мягко говоря, неодобрительной. А вот в правительстве к предложению «Яблока» отнеслись с большим вниманием. Премьер В. В. Путин встретился с Г. А. Явлинским и С. В. Степашиным для обсуждения альтернативного бюджета.
Зачем «Яблоку» понадобилось делать свой вариант бюджета? Что он может дать России? На эти вопросы отвечает депутат Госдумы от Ростова, один из лидеров фракции «Яблоко» и участник подготовки альтернативного бюджета Михаил Емельянов.
- Михаил Васильевич, зачем «Яблоко» взяло на себя несвойственные ему функции? Ведь готовить бюджет по закону - обязанность правительства.
- Шесть лег «Яблоко» голосует против правительственных бюджетов. Мало кто оспаривает обоснованность нашей позиции - прошлогодний кризис доказал, что прежние бюджеты были разрушительны для страны. С нами не спорят по существу, но огульно обвиняют в неконструктивности. Между тем ни одно правительство - от Черномырдина до Путина - не сумело сделать бюджет, отвечающий потребностям страны. И мы решили, что пора делать свой вариант.
- Почему ваш проект вызвал такие нападки коллег по Думе?
- Во всяком случае, не из-за недостатка квалификации разработчиков. Среди тех, кто готовил альтернативный бюджет, - авторитетные экономисты из «ЭПИцентра», депутаты, работавшие над всеми проектами бюджета 1994-1999 годов, автор бюджета Санкт-Петербурга Игорь Артемьев, экс-министр финансов Михаил Задорнов... Дело в том, что никому из политиков не может нравиться усиление конкурента. А если фракция в состоянии своими силами сделать отличный от правительственного бюджет - это показатель силы.
- И чем же ваш бюджет отличается от правительственного?
- «Яблоко» точно знает, каковы его приоритеты. Прежде всего, в бюджете должны быть отражены интересы социальной сферы - пенсионеров и бюджетников.
Мы постоянно доказывали, что нельзя верстать бюджет под корпоративные интересы, нельзя руководствоваться тем, у кого крепче связи во властных коридорах. Надо повышать зарплату бюджетникам, пенсии, пособия. И это не популизм. Сегодня не вызывает сомнений, что чисто монетаристский подход непродуктивен. Чтобы добиться роста экономики, нужен платежеспособный спрос населения, у населения должны быть деньги-и в этом нет никакого социализма. Такой путь разработан вполне либеральным лордом Кейнсом!
Исходя из этого, мы в своем проекте бюджета ставим на первое место социальную сферу. В отличие от правительственного проекта, который предусматривает повышение расходов на содержание государственного аппарата. Сэкономить можно и на международном сотрудничестве - зарубежные партнеры нас поймут.
- Получается, что государство должно оплачивать из бюджета только социальные расходы. Других забот у него нет?
- Конечно, есть. Например, оборона. Фактически сегодня на Кавказе Россия ведет войну. И воевать приходится с хорошо вооруженным противником, пользующимся поддержкой из-за границы. Это значит, что в бюджете надо выделять средства на укрепление обороноспособности страны. И наш проект бюджета предусматривает повышение расходов на вооруженные силы.
В бюджете нужно предусматривать и меры по поддержке промышленности. Ведь без подъема промышленности кардинально решить социальные проблемы не получится!
- То есть давать субсидии промышленным предприятиям? Это же делали пять-шесть лет назад...
- И ничего хорошего из этого не вышпо. Нет, речь не о субсидиях. Промышленным предприятиям надо помогать, создавая благоприятный налоговый режим. Наш бюджет предусматривает снижение налогового давления на 20%, выравнивание налоговых условий для предприятий и граждан, уменьшение ставок налога на прибыль до 20% и подоходного налога до 10%. Есть довольно простая вещь, которую никак не могут понять правительственные чиновники: повышая налоги, нельзя увеличить бюджетные доходы! Это только разоряет предприятия. Цель налоговой политики - не собирать деньги с юридических и физических лиц, а стимулировать развитие экономики. Если людям и предприятиям будет выгодно хорошо работать, они принесут больший доход государству.
- А деньги? Они нужны уже сегодня, и откуда их брать? Источников-то, кроме налогов, нет...
- Есть. В России на самом деле много денег. Проблема в том, что они в основном сосредоточены в руках ничтожно малой группы людей и не работают для страны. Это положение можно и нужно изменить.
Надо заставить работать на бюджет предприятия, находящиеся - полностью или частично-в государственной собственности. Надо укрепить границы России, особенно со странами бывшего СССР, и ликвидировать таможенные соглашения, дающие возможность уходить от уплаты таможенных пошлин. Надо добиться использования в интересах страны доходов от природных ресурсов. Надо остановить рост внешнего долга страны и минимизировать расходы по его обслуживанию.
- Но Госдума яблочный бюджет даже не стала рассматривать.
- У нас не было иллюзий относительно судьбы альтернативного бюджета в нынешней Думе. Но, во-пер вых. мы показали, что в принципе кюжно сделать бюджет по возможностям и потребностям страны. Во-вторых, правительство и Дума вынуждены будут считаться с существованием альтернативного варианта. Им придется заимствовать у нас идеи - это пойдет на пользу стране. В-третьих, мы работаем на перспективу. Ведь «Яблоко» намерено брать власть и должно быть готово делать работу правительства. И мы готовы!
Беседовал С. Григорьев