МЫ все больше серьезно говорим об истории - о том же распаде СССР, например. Но не менее, если не более впечатляют и убеждают тексты, написанные людьми, жившими в той стране и вкусившими многие "прелести" советских времен. Особенно если люди эти талантливы - как, например, Валерий Посиделов, автор книги "Вечер Советского Союза" (не знаю, дописанной ли), главу из которой он вывесил в своем блоге Абсурдность многих реалий той эпохи особеннно очвидна, когда понимаешь, что это именно будни, именно такая вот жизнь...
ГЛАВА №5 «ИЗ ГРУЗЧИКОВ В ТЕЛЕВИЗИОНЩИКИ»
После десятого класса я поступил с дуру во ВТУЗ при Ростсельмаше. Просто за компанию с друзьями. Там были экзамены на месяц раньше, чем в других вузах. И был шанс, если пролетишь, то можно ещё, куда ни будь попытаться пролезть. Учился я, как и большинство босяков, весьма посредственно. С моим аттестатом, да и знаниями, не имея блатных родителей, в приличные вузы дорога была закрыта. У таких, как я две перспективы: или армия, или тюрьма. Были ещё промежуточные; типа, спиться на каком ни будь заводе. В армию не хотелось. И вот я сдаю экзамены, ни черта не понимая в математике. Мне просто девчонки всё решили, и я как зомби отвечал на вопросы. В глазах преподавателей читалось пластмассовое понимание, что паренёк абсолютно левый. Но вузу нужны были мальчики, видимо для улучшения инженерной породы, и поголовья «кривоногих» комбайнов Дон -1500. Меня зачислили. Я понимал, что учиться не хочу. Да и не смог бы при желании. Я же квадратное уравнение от «круглого» не отличал. Теперь понимаю силу нашей социалистической экономики. Это ж из технических вузов выходило большинство, таких как я. Я то пришёл забирать документы, мотивируя это тем, что в колхоз не хочу ехать. На меня посмотрели, будто бы я предал свой партизанский отряд. Но большинство то осталось, пополнив в последствии армию тупоголовых ИТээРов.
Через несколько дней, я уже сидел на первом экзамене по истории, на экономическом факультете РГУ. Опять же пришёл туда за компанию и сдуру. На кой чёрт мне понадобился эконом фак? Да там был конкурс самый маленький, 3 человека на место. И девочки красивые. Естественно я про экономику знал, только, то, что она должна быть экономной, как говорил дедушка Брежнев. Историю я любил и знал не плохо, но задачи принимать меня, у преподавателя не было. Социализм, однако. Все двери открыты для молодёжи, но не факт, что в них можно войти. И так я с другом Серёжкой, очутился на базе Рост Галантерея в качестве грузчика - экспедитора. И началась красивая жизнь. Нас, сразу же приютили местные грузчики в законе. Это были в основном молодые мужики, только что прошедшие школу настоящих мужчин - тюрьму. Сегодня из тех, кто остался в живых, эти люди владеют крупными фирмами, управляют банками, или просто развлекаются, заработав свои «кровавые - кровные» в первые годы перестрелки, ой простите, перестройки. Тогда это были компанейские ребята, вовсе не похожие на бандитов. Возглавлял их Лёша Князь. В тюрьму он угодил, как и большинство советских граждан по случайной нелепости, а точнее из - за своей нравственной чистоты. Работал он поваром в одном из престижных кабаков города. Здесь же служила официанткой его молодая жена. И кто - то особенно наглый к ней усердно приставал. Терпение девушки лопнуло, и она пожаловалась мужу. Муж - парень простой и горячий, с легендарной улицы Портовой, не долго думая, зарядил нахалу в бубен. Завязалась глобальная драка, в результате которой Лёша был схвачен милиционерами только на середине Ворошиловского моста. В руках у него был топор для разделки мяса. Уж не помню, как там всё закончилось, доделал ли Лёша свои антрекоты и отбивные? Только ему за такую хулиганскую кухню дали семь лет в «доме отдыха для особо горячих поваров» что бы поостыл, где - то в Сибири.
И вот мы грузим разные дефицитные товары, которые потом развозят по магазинам и рассовывают под прилавки. А за тем за ними приходят нужные и важные люди. Компетентно заверяю, при социализме на складах были не только товары стран соц. лагеря, но и попадались английские, португальские, французские вещи. При этом на складе днём, не было практически ни какой охраны. Сумки вообще ни кто не проверял. Воровали мелочь, в огромных количествах. Лайковые перчатки, карты, шампунь, одним словом галантерея. По ночам опытные грузчики тырили гэдээровские ковры. В конце семидесятых годов немецкий ковёр считался символом благополучия и богатства семьи. Если дома такой ковёр есть, и полное собрание сочинений классиков мировой литературы стоит на полках, которых естественно, ни кто не читал - для красоты и престижа. Значит, жизнь удалась.
А ковры воровали прямо с вагонов. Стоит вагон, а между эстакадой зазор в пол метра. И как только кладовщица зазевается, упаковка с коврами падает на рельсы. А там под вагоном уже сидят сообщники. За ночь на лево уходило до десятка ковров. Это очень серьёзные деньги. Машину купить можно было на выручку. Раскрыть преступление было практически не возможно. Во - первых, наверняка жулики были в сговоре с кладовщицей, а во - вторых, мало ли что происходит на железных дорогах социализма? Ну не досчитались 8 ковров с вагона. А если и раскрылась бы ковровая кража. Так, поди, ж сыщи этих жуликов, они же больше трёх месяцев там не задерживались, переходили на более престижную работу, делали карьеру, или возвращались в тюрьму, на курсы повышения квалификации, залетев опять по пьяной драке. Нас, к этому процессу пока ещё не допускали, но уже послали на стажировку - воровать мыло. Бригада грузчиков регулярно выезжала на мыловаренный завод. Там прихватывали по нескольку упаковок туалетного, хозяйственного, детского мыла, прятали в грузовике, в потайные отсеки, их специально делали шофёры. Не смотря на строгий контроль и военизированную охрану, мыло замыливалось. Потом всё это развозилось по магазинам и продавцам сдавалось по заниженной цене. Мы с Серёгой хоть и имели малую долю, но зато это были живые деньги, при том по тем временам, не малые. За день мы могли срубить по полтиннику, а это пол нашей месячной зарплаты. Естественно мы эти деньги прожигали в барах. Однажды нас вызвал на разговор директор базы - пожилой, мудрый дядька. - Давайте-ка хлопцы, увольняйтесь, пока в тюрьму не загремели - посоветовал он.
Серёга устроился на Лензавод токарем, и даже в партию вступил, чтобы потом легче было поступать в Университет. А меня по блату устроили на телевидение помощником режиссёра. У моего друга Кости, мама работала главным режиссёром на ростовском телевидении. Костя поступил в РИНХ, а меня устроили на место, заготовленное для него, на случай если провалится на вступительных экзаменах. И вот я стал работником телевидения. В те времена это считалось престижным. Хотя, по сути, я был обычной шестёркой, администратором. Бегал за водкой для теле операторов, заполнял какие - то бумажки, выписывал пропуска, и менял фото заставки перед камерами. Работа не пыльная, свободный график, и жутко интересно. Каждый день, можно было общаться с какими - то артистами, поэтами, журналистами. Словом, попал в расплодник культуры. Да ещё и повезло, что меня определили в молодёжную редакцию «Парус». Там работали молодые, демократичные люди. Они требовали, чтобы их называли только по имени. Лишь старшего редактора Виктора Ивановича Маликова мне было по имени называть не ловко. Ну и своего режиссёра Мишу Полякова. Вот убей теперь, не вспомню его отчество. Все его как - то называли запросто Мишей. Это был вечно растрёпанный, нервный, с бодуна или слегка припитый, но симпатичный дядька. С его внешностью можно было бы стать известным кино комиком. Он был бывшим мужем целой армии известных, театральных артисток. Другое дело Виктор Иванович. Важный, внешне строгий, но, по сути, не занудливый, и добрый дядька. Просто положение обязывало его периодически надувать щёки и строить подчинённых. Не смотря на существование цензуры, партийности и псевдо народности, на телевидении процветала демократия в сожительстве с откровенным распздяйством. Все курили в кабинетах, хоть и начальство постоянно гоняло за это. В праздники и будни случались частые корпоративные застолья. Студийные операторы, так те постоянно квасили в промежутках между съёмками и передачами. Я же заявил себя как поэт и музыкант, наглый заносчивый малолетка, претендующий на роль, минимум, автора или режиссёра программы. В редакции работал поэт Лёня Юдин. Однажды он мне говорит: - Старык, принеси мне свои творения, я типа буду Державиным, и тебя благословлю. Лёня говорил с гипертрофированным акцентом, не понятным, даже классически гэкающему южанину. Он как бы утрировал и синтезировал хохла и донского казака. И вот я принёс Лёне на суд свои вирши, с полной уверенностью, что я гений, и сбить с пути истинного меня не возможно, будь ты Лёня Юдин или Иосиф Бродский. Лёня почитал мою юношескую галиматью, и сделал снисходительное заявление: - Старык, ну не пышы ты стыхов! Займысь чем ни будь другым, это не твоё!
Помню, я тогда так разозлился, что, схавав, Лёнино наставление за ночь написал кучу песен, за которые мне и теперь не стыдно. Спасибо тебе Лёня за твою ЫскрЫнную правду!
В первые дни работы мне передавал опыт помрежа Саша Титов - младший брат известного режиссёра Виктора Титова, снявшего в советские времена массу замечательных картин, таких как многосерийный фильм «Клим Самгин». А прославился он кинокомедией «Здравствуйте! Я ваша тётя». Саша окончил училище искусств по классу контрабаса. Потом долго пытался стать режиссёром, но успокоился в милицейской академии. Теперь служит в Альфа - банке. На телевидении на кого не кинь, на музыканта попадёшь. Кто - то из осветителей был отличным барабанщиком. Боря Шувалов - звукорежиссёр «Паруса» был гитаристом и меломаном. Эдик Умуршатян и Саша Устинов, играли на фортепьяно, подстать крутым джазменам. Помню, мы пытались замутить какой - то оркестр и кажется, записали одну вещь для капустника. А потом на практику в молодёжку пришёл Димка Дибров. У него в «Дне Дона» работал старший брат Володя - известный журналист и телеведущий. С Димкой мы сразу же скорешевались на почве рок - музыки. Дибров старше меня на год или два, учился тогда на первом курсе Журфака и был невероятно продвинутым юношей с шилом в заднице и армией чертей в голове. Он потянул меня на концерт джаз - рокового «Арсенала». Мы ходили на все концерты банды Алексея Козлова. Вот ведь были душевные времена. Тогда группы играли в одном городе, в одном и том же зале, по нескольку концертов в день, неделями. И каждый раз чуть ли не новую программу. То есть у музыкантов был такой огромный репертуар, что он не вмещался в десятидневные гастроли. Толи дело сейчас звёзды с одной песней и кучей пустых пантов.
И вот мы с Дибровым затеяли невероятную наглость - сделать в «Парусе» на радио программу о рок - музыке. И Маликов дал добро, хотя пробить разрешение на такую дерзость в ту пору было практически не реально. Мы хитрили, как могли. Нашли кучу инструментальной музыки, в частности, помню «Везе репорт». Я писал свою версию сценария, Дибров свою, потом соединили. Сто раз переделывали. Особенные трудности были с Полом Макартни. Дибров хорошо знал английский язык, и прекрасно понимал, что в тексте легендарного битла сплошная любовная ересь и буржуазное декадентство. Мне же пришлось нагло врать в сценарии, что это песня за мир во всём мире, бомбе атомной - нет! Ну и так далее, в стиле; комсомол моя судьба. Естественно, о подобной фигне Макартни не думал даже после самой страшной обкурки. Передача с жуткими купюрами вышла едино разово. Это была мало кем замеченная революция в эфире. Но по тем временам, а это 1978 год - это была радио бомба, которая ни кого не взорвала, но шум какой - то случился. Кажется, Маликову пришлось всё - таки попотеть и слиться в гармонии с цветом ковра в кабинете у председателя комитета по телевидению и радиовещанию Владимира Фёдоровича Меняйло.
http://posidelov.livejournal.com/43581.html О себе сам автор пишет так: Валерий Посиделов - легендарный российский музыкант, поэт, писатель и журналист. Фронтмен первой в городе Ростове-на-Дону рок-группы ДЕНЬ И ВЕЧЕР (1979-87гг.), создатель злобной, дворовой электрик-пост-панк бригады ТАМ! НЕТ НИЧЕГО. (с 1987г и по сей день.), которая в свое время объездила все возможные и невозможные советские и близзарубежные фестивали и которая долгое время в одиночестве представляла ростовскую рок-музыку. Лидер параллельных групп НОВЫЕ КОМСОМОЛЬЦЫ и СКАЗОЧНИК В ЗАКОНЕ (вместе Дмитрием Христиановым). Посиделов (вместе с женой Галиной Пиллипенко) был редактором самиздатовского журнала "УРА. БУМ БУМ!", написал несколько художественно-публицистических книжек (одна из них - "Магия рок-музыки", кажется до сих пор продается в Доме Книги на Н.Арбате), снимал клипы, писал музычку для спектаклей и кино (например молодому, никому в 90-е годы не известному режиссеру Кирилу Серебренникову).