Статья нашего френда, политолога Валентина Михайлова (депутат Госдумы РФ первого созыва, доктор политологии) про разногласия в Координационном совете (КС).
КС избирался не как руководство идеологической партии, которая может начертать программу от сегодня и до светлого будущего. Его задача - помочь преодолеть бутылочное горло развития политической системы.
Разногласия в КС, наблюдающиеся через месяц после его избрания, меня не беспокоят, хотя и вызывают интерес. Разные мнения и разные способы их выражения помогают нам лучше узнать тех, за кого голосовали. С другой стороны, расхождения во взглядах должны быть. Где их нет?
То, что Лилия Шевцова
http://echo.msk.ru/blog/shevtsova/953065-echo/) классифицирует членов КС (одни- революционеры, другие - адаптанты) - это интересно и помогает что-то понять. Хотя название второй группы похоже на ярлык. Еще шаг, и они - конформисты и соглашатели, а там и до коллаборационистов рукой подать. Это не помогает дискуссии, особенно в начальной стадии.
Классифицирующим признаком при таком делении членов КС выдвигается отношение к Конституции РФ. А вот это очень важно.
По мнению Лилии Шевцовой, «революционеры» утверждают, что «российская система нереформоспособна и ее нужно трансформировать, т.е. менять правила игры и основные принципы, начиная с ее конституционной основы». Это означает такую конституционную реформу, которая, как минимум, изменит систему взаимодействия трех ветвей государственной власти. Автор допускает, что программа «революционеров» имеет мало шансов быть осуществленной в ближайшее время. «Но все ведь дело в стратегической направленности» - продолжает она (
http://www.novayagazeta.ru/politics/55506.html)
Тут уместно заметить, что разногласия в КС - это цветочки тех бурных споров, которые ждут нас в то время когда оппозиция будет формироваться в масштабе всей страны, когда появится возможность победить на выборах, когда будут образовываться разнообразные реальные партии - социал-демократическая, правая, розовая, зеленая и т.д. - пользующиеся поддержкой снизу.
Прежде чем приступить к изменению Основного Закона, нужно чтобы среди этого многообразия нашлись такие, которые бы согласились именно на такую, нужную «революционерам», конституционную реформу, нужно чтобы эти партии прошли в Думу, нужно чтобы они получили достаточное количество голосов в Думе. После этого видимо будет работа специального органа - Конституционного Совещания. Путь совсем не близкий. Ставить изменение Конституции целью сейчас - это заглядывать в будущее через многие естественные ступени и обещать избирателям изменения документа, в ценность которого многие из них не верят.
А ведь КС избирался не как руководство идеологической партии, которая может начертать программу от сегодня и до светлого будущего. В нем не так много единомышленников. Его задача помочь преодолеть бутылочное горло развития политической системы, опираясь на поддержку очень широкого движения, располагая при этом ограниченными функциональными и ресурсными возможностями. Инициировать конституционную реформу КС не может. И очень хорошо. Представьте себе, какой Основной Закон мы получили бы сейчас!
Но все же допустим, что в недалеком будущем, когда будет создана другая многопартийная система, либеральная оппозиция сможет запустить механизм конституционной реформы. Можно быть уверенным, что желающих поучаствовать в этом процессе будет достаточно и кроме либералов и демократов. И не станет ли тогда это открытием ящика Пандоры? Не создаст ли новых трудноразрешимых проблем для инициаторов?
Но может быть сегодня нужно просто начертать конституционную реформу на знаменах митингов оппозиции? Боюсь, что людей это не вдохновит, и митинги оппозиции будут похожи на митинги в защиту 31 статьи Конституции - небольшими по составу и вызывающими глубокие раздумья у большинства активной оппозиции.
«Адаптанты» предлагают ограничить время исполнения президентских полномочий одного лица только двумя сроками по четыре года. Как кажется, это простое и ясное предложение, не затрагивающее основ конституционного строя и пользующееся широкой поддержкой, включая часть думской оппозиции, вполне годится для сегодняшней повестки и программы деятельности КС.
Л. Шевцова возражает: «Сколько президент, обладающий диктаторскими полномочиями, будет находиться во власти - 4 либо 6 лет, - не имеет значения. Он может сделать свое правление пожизненным, в частности, через смену назначенных им преемников». Но если оппозиция и общество в целом добьются, чтобы выборы были честными и свободными, разве не будут варианты с преемниками трудно осуществимыми?
Впрочем, без честных выборов нельзя выполнить и программу «революционеров» - коренное изменение конституции. С другой стороны, и даже при самой лучшей конституции не исчезнут условия для применения административного ресурса на выборах, если в стране не будет активных независимых партий и сильного гражданского общества. Конституция в этом случае - не гарантия.
Вернемся к КС. Честным выборам и независимым судам современная конституция не мешает. Эти два пункта являются сегодня вполне своевременными и поддержанными обществом. С ними согласны все члены КС. Вот эти флаги им и в руки!