Конструкторы искусственных наций

Jul 21, 2012 13:26


Мы на страницах сообщества уже не раз поднимали вопрос казачества и его роли в новейшей истории России. На этот раз представляем аналитическую статью историка, политолога, журналиста Сергея Маркедонова, который проанализировал тенденции в 2002 году.
По ссылке другие статьи о казачестве, размещенные в нашем сообществе: ССЫЛКА

Атаманы XXI века не жалеют времени и сил на поиск казачьего народа. Вероятно, большим открытием для них могут стать хорошо известные факты: среди казаков были калмыки, башкиры, тунгусы, поляки и даже... евреи.

Чем ближе дата проведения Всероссийской переписи населения, тем чаще вспоминается афоризм известного исследователя истории и теории национализма Эрнеста Геллнера: "Национализм формирует нации, а не нации национализм". Время от времени разворачиваются дискуссии о том, какие новые народы (этносы) должны быть учтены при проведении самого масштабного социологического исследования в стране. Можно ли говорить о русских или татарах вообще или же необходимы уточнения: русские поморы, русские казаки, казанские, сибирские татары или татары-мишари? Защитники той или иной точки зрения приводят разнообразные доказательства и аргументы в защиту своей позиции. Иногда они подкреплены данными серьезных научных исследований, но бывает, что тезис "мы - народ" отстаивается весьма экзотическим способом: "Казаки - это один из восточнославянских народов, имеющий свой особый физический и духовный облик. Казаки отличаются соборностью, отвагой, развитой взаимовыручкой. Мы нисколько не сомневаемся, что казак - это национальность". А посему вывод: разрешить в ходе переписи ставить в графе национальность "казак".

Эту систему доказательств озвучил недавно атаман Всевеликого Войска Донского (а по совместительству и вице-губернатор Ростовской области) Виктор Водолацкий. В логике казачьему атаману не откажешь. Только логика эта особого свойства. Как у классика: "Учение Маркса всесильно потому, что оно верно". Казаки - народ, и точка...


Да мало ли глупостей говорят российские власти предержащие и рангом пониже? Можно было бы напомнить нынешнему атаману слова, сказанные еще в середине XIX столетия его земляком, известным донским историком и журналистом Михаилом Сенюткиным: "В самом деле, кто знает у нас историю Войска Донского? Кто с охотою и удовольствием занимается ею?.. Ныне много у нас таких, которые любят заниматься донскими историями только ради развлечения, от нечего делать, словно как сказками о Еруслане Лазаревиче и Бове-королевиче".

Очевидно, однако, что историческими экзерсисами нынешние казачьи вожди занялись не из-за любви к фольклору. Главное, что конечной своей цели они и не скрывают. "Если перепись выявит, что на территории Всевеликого Войска Донского компактно проживает многочисленная народность казаков, мы сможем претендовать на существенные федеральные ассигнования", - резюмировал все тот же Водолацкий. Как говорится, бытие определяет сознание. Создадим нацию, а затем можно будет заняться любимым делом российского чиновничества - "рулежом и пилежом". Но в этой связи встает вопрос: а насколько в сознании казаков (не его лидеров и даже не участников движения за "возрождение казачества", а населения Ростовской области и других казачьих областей) укоренены представления о себе как об отдельном народе (этносе)?
Когда нынешние казачьи вожди говорят что-либо о казаках, они не учитывают по крайней мере двух вещей.

Во-первых, говорить о казаках вообще нельзя. В Российской империи, на историю которой любят ссылаться лидеры казачьего "ренессанса", существовало 11 казачьих войск, которые весьма отличались друг от друга в этническом плане. Например, в Донском Войске, помимо казаков славянского происхождения, несли службу более 30 тыс. калмыков (а их-то к какой ветви славянства отнесли нынешние конструкторы казачьей нации?), небольшое количество казаков-мусульман. Если же речь идет о казаках-кубанцах, то внутри них существовали три группы - черноморцы (потомки запорожских казаков, этнические украинцы), линейцы (переселенные на кавказскую линию казаки с того же Дона), а также закубанцы, среди которых можно было встретить и бывших государственных крестьян, не имевших до определенной поры к казакам никакого отношения. Среди оренбургских казаков числились башкиры и калмыки, среди забайкальских - буряты и тунгусы, а в сибирском казачестве (не зря ведь оно сибирское) попадались даже сосланные за участие в антироссийских восстаниях поляки. Думаю, что для ряда нынешних атаманов мой следующий тезис будет открытием, но в казаки попадали и евреи. Один из них - ростовский еврей Яков Бутвинник даже стал в годы первой мировой войны Георгиевским кавалером. Так что же теперь, казакам - калмыкам, татарам или башкирам срочно выписываться из казачьего народа, потому как он, по мысли г-на Водолацкого, восточнославянский? Или же наоборот - срочно в него записываться?
Во-вторых, идеологи казачьего возрождения забывают о том, что к 1917 г. на территориях казачьих областей казаки не являлись большинством (даже в области Войска Донского), уступая по численности крестьянам и так называемым иногородним. Добавим сюда тот факт, что после братоубийственной гражданской войны, эмиграции и коллективизации число казаков сократилось на порядок, а потому говорить сегодня о казаках как большинстве населения Дона не представляется возможным.

Но ведь была же неприязнь казаков к жителям центральной России, возразит читатель. Можно вспомнить и знаменитый "Тихий Дон", в котором один из героев без обиняков заявил, что казаки от казаков, а не от беглых крестьян "ведутся". Все это верно. Но казачий народ здесь ни при чем. Дело в том, что на протяжении двух веков казачество было особым привилегированным служилым сословием Российской империи.

Социальная обособленность казаков искусственно поддерживалась государством, не желавшим терять фактически бесплатную военную силу (казаки снаряжались за свой счет). Именно замкнутость казачества способствовала формированию у казаков пренебрежительного отношения к "кацапам" и "москалям". И этим нынешним казачьим вождям гордиться не стоит.

В свое время сами казачьи общественные деятели выступали против "Великой китайской стены" между Доном, Кубанью и остальной Россией. Вот что говорил в своей думской речи в 1906 г. казачий депутат, писатель Федор Крюков: "Всякое пребывание вне станицы, вне атмосферы начальственной опеки, всякая частная служба, посторонние заработки для него (казака. - С.М.) закрыты. Ему закрыт доступ к образованию, ибо невежество признано лучшим средством сохранить воинский казачий дух". Не это ли средство сегодня особенно в чести у современных радетелей "казачьего народа"?

Попытки же отдельных политических деятелей сконструировать особый казачий народ в 1920-1930-е гг. в эмиграции не получили поддержку у самих же казаков. Так, один из "конструкторов" казачьего народа Терентий Стариков вспоминал, что на "Общество изучения казачества", созданное для изобретения особой нации "казаки", средств не нашлось, а "казачьи деятели, стоявшие во главе различных организаций, сделали все, чтобы помешать начавшейся работе". Такой вот народ без народа получился. Но если некоторые конструкторы "казачьей идеи" впоследствии разочаровались в их истинности, то значительная часть казаков-самостийников в 1941 г. писала такого рода тексты: "Мы приветствуем каждую бомбу, каждую гранату, которые летят на головы московских тиранов!.. Слава Богу, Москва горит! Хайль Гитлер! Слава казачеству!" А ведь как славно начиналось в кабинетной тиши создание особого народа...
Стоило бы задуматься и нынешним поборникам казачьей самостийности о том, к чему приводит конструирование новых наций. Особенно если не забывать, что Ростов - это ворота Кавказа, а Ростовская область - оазис мира в этом неспокойном регионе.

История вопроса

Более 300 лет казачьи войска охраняли границы Российской империи - от Кавказа до Тихого океана. Существовало 11 казачьих войск: донское, кубанское, терское, астраханское, уральское, оренбургское, сибирское, семиреченское, забайкальское, амурское и уссурийское.

Донское казачье войско возникло во второй половине XVI в. Размещалось на территории области Войска Донского.
o Кубанское казачье войско размещалось в Кубанской области (ныне Краснодарский край и часть Ставропольского края). Образовано в 1860г. из Черноморского казачьего войска.

Терское казачье войско возникло в 1577 году из вольных казаков - переселенцев с Волги на р.Терек.
o Астраханское казачье войско создано в 1817 г. из казаков Нижнего Поволжья, несших сторожевую службу на Волге со времени присоединения Астрахани к России (1556 г.).

Уральское казачье войско (до 1775-го - войско яицких казаков) переименовано после подавления восстания под предводительством Пугачева. Центр - Уральск.

Оренбургское казачье войско создано в 1748-1755 гг. на Оренбургской укрепленной линии (центр - Оренбург).

Сибирское казачье войско создано в 1808 г. в Западной Сибири и Северном Казахстане из казаков, служивших с XVI в. в городах и на пограничной сибирской линии.

Семиреченское казачье войско создано в 1867 г. в Семиреченской области (центр - Верный, ныне г.Алма-Ата) из части Сибирского казачьего войска.

Забайкальское казачье войско образовано в 1851 г. на территории Забайкалья из сибирских казаков, бурят и крестьянского населения. Охраняло границы с Китаем.

Амурское казачье войско создано в 1858 г. в Приамурье и Приморье (центр - г. Благовещенск). В 1889 г. из него выделено Уссурийское казачье войско.

Уссурийское казачье войско, размещавшееся в Приморской обл. Создано в 1889 г. на базе пешего полубатальона Амурского казачьего войска.

казачество, Сергей Маркедонов, современность

Previous post Next post
Up