Секретная записка Андропова о самиздате в СССР

Mar 31, 2012 17:17

Как мы уже сообщали, 19 марта, в день рождения Егора Гайдара, на сайте ФОнда Гайдара открылся электронный архив http://gaidar-arc.ru/, в котором представлены любопытнейшие документы - исторические и экономические, также ставшие уже достоянием истории. Немало в архиве документов с грифами "секретно" и "совершенно секретно", которые были рассекречены только после августа 91-го.
Открыла интересный для меня лично 1970-й год, и сразу же обнаружила эту записку Андропова, в которой он констатирует дрейф советского самиздата от литературы к политике.

Итак,
Записка Андропова Ю. (Председатель КГБ) в ЦК КПСС №3461-А от 21.12.1970г. Анализ ''самиздатовской литературы'' за 5 лет.
Секретно
СССР
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ при СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР
21 декабря 1970 г.
3461- А
гор. Москва
ЦК КПСС

Анализ распространяющейся в кругах интеллигенции и учащейся молодежи так называемой "самиздатовской” литературы показывает, что ”самиздат” претерпел за последние годы качественные изменения. Если пять лет назад отмечалось хождение по рукам, главным образом, идейно порочных художественных произведений, то в настоящее время все большее распространение получают документы программно-политического характера. За период с 1965 года появилось свыше 400 различных исследовании и статей по экономическим, политическим и философским вопросам, в которых с разных сторон критикуется исторический опыт социалистического строительства в Советском Союзе, ревизуется внешняя и внутренняя политика КПСС, выдвигаются различного рода программы
оппозиционной деятельности.

Во многих документах пропагандируются идеи и взгляды, заимствованные из политических платформ югославских руководителей, чехословацких дубчековцев и некоторых западных компартий. В статье ”0 некоторых общественно-политических течениях в нашей стране”, написанной известным своей антиобщественной деятельностью Р. МЕДВЕДЕВЫМ, делается вывод о появлении в советском обществе и партии новых идейных течений и центров идеологического влияния. В ней утверждается, что внутри КПСС имеются силы, выступающие против якобы существующего "консерватизма” за "решительное разоблачение всех преступлений периода культа личности, чистку госаппарата от бюрократов, перерожденцев, догматиков и карьеристов, за расширение свободы слова, собраний и дискуссий, замену цензуры более гибкими формами партийного руководства печатью, за расширение рабочего самоуправления, изменение системы выборов” и т. п.

Среди научной,технической и части творческой интеллигенции распространяются документы, в которых проповедуются различные теории "демократического социализма”.
Согласно схеме одной из таких теорий, автором которой является академик САХАРОВ, эволюционный путь внутриполитического развития СССР должен неизбежно привести к созданию в стране "истинно демократической системы". Математики и экономисты должны в связи с этим заблаговременно разработать ее модель с тем, чтобы она являлась синтезом положительного в существующих ныне общественно-политических системах.

В ряде проектов "демократизации" СССР предусматривается "ограничение или ликвидация монопольной власти КПСС, создание в стране лояльной социализму оппозиции". Их авторы и распространители, считая, что нынешний уровень развития социалистической демократии дает право на существование оппозиционных воззрений, требуют предоставления легальных возможностей для выражения несогласия с официальным курсом. Уголовное законодательство, карающее за антисоветскую агитацию и пропаганду или распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй, они объявляют на этой основе антиконституционным.

На базе изготовления и распространения "самиздатовской" литературы происходит определенная консолидация единомышленников, наглядно прослеживаются попытки
создания подобия оппозиции.
Примерно в конце 1968 - начале 1969 года из оппозиционно настроенных элементов
сформировалось политическое ядро, именуемое "демократическим движением", которое, по их оценке, обладает тремя признаками оппозиции: "имеет руководителей, активистов и опирается на значительное число сочувствующих; не принимая четкой формы организации, ставит себе определенные цели и избирает определенную тактику; добивается легальности".

Основные задачи "движения", как они сформулированы в 13-номере "Хроники текущих
событий", выпускаемой московской группой "демократического движения" во главе с ЯКИРОМ, включают в себя "демократизацию страны путем выработки в людях демократических и научных убеждений, сопротивление сталинизму, самозащиту от репрессий, борьбу с экстремизмом любого толка".

Центрами распространения внецензурных материалов по-прежнему остаются Москва,
Ленинград, Киев, Горький, Новосибирск, Харьков. В этих и других городах выявлено
около 300 человек, которые, именуя себя "антисталинистами", "борцами за демократические права", "участниками демократического движения", занимаются выпуском как отдельных документов, так и сборников - "Хроники текущих событий", "Вестника Украины", "Общественных проблем" и т.п. Группой сионистски настроенных элементов в Москве, Ленинграде и Риге с 1970 года начал выпускаться журнал под названием "Исход".

Западная пропаганда, враждебные Советскому Союзу зарубежные центры и организации
рассматривают "самиздат" как важный фактор политической обстановки в СССР. Нелегально выпускаемые журналы и сборники именуются печатными органами "демократического подполья", "свободной демократической печатью" и т. п. На основе сравнения выпусков "Хроники текущих событий" отмечается "растущее число участников движения" и наличие в нем "постоянного и коллективного сотрудничества". "Советологи" делают вывод, что в СССР существует и развивается "движение за гражданские права", которое приобретает "все более определенные очертания и определенную политическую программу".

Империалистические разведки и связанные с ними антисоветские эмигрантские
организации не только учитывают наличие оппозиционных устремлений, но и пытаются поддерживать их, прибегая к изготовлению и пропаганде документов-фальшивок. В ряде таких документов, например в "Программе демократического движения Советского Союза", "Тактических основах ", "Время не ждет", сформулированы программные установки и рекомендации по организации подпольной борьбы против КПСС.

Комитетом госбезопасности принимаются необходимые меры к пресечению попыток
отдельных лиц использовать "самиздат" для распространения клеветы на советский государственный и общественный строй. На основе действующего законодательства
они привлекаются к уголовной ответственности, а в отношении лиц, попавших под их влияние, осуществляются профилактические меры.

Вместе с тем, принимая во внимание идейную трансформацию "самиздата" в форму
выражения оппозиционных настроений и взглядов и устремление империалистической реакции использовать "самиздатовскую" литературу во враждебных Советскому Союзу целях, полагали бы целесообразным поручить идеологическому аппарату выработать на основе изучения проблемы необходимые идеологические и политические меры по нейтрализации и разоблачению представленных в "самиздате" антиобщественных течений, а также предложения по учету в политике факторов, способствующих появлению и распространению "самиздатовских материалов".

Приложение: I. Р.МЕДВЕДЕВ. "О некоторых общественно-политических течениях
в нашей стране".
2.А.СЛАВИН. "Некоторые заметки о советском демократическом движении".
3."Хроника текущих событий", 10.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ГОСБЕЗОПАСНОСТИ
АНДРОПОВ

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Коммунистическая Партия Советского Союза,
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
СОВЕРШЕННО
СЕКРЕТНО
Ст- 119/llc от 15.1.1971г.
' Выписка из протокола
119 § 11с Секретариата ЦК
Записка КГБ ПРИ Совете Министров СССР от 21 декабря 1970г..
34 61-А
Поручить т.т.Пельше, Демичеву, АНДРОПОВУ, Капитонову и Пономареву с
привлечением
соответствующих работников в месячный срок рассмотреть вопросы, изложенные
в записке КГБ, и представить предложения в ЦК КПСС.

Егор Гайдар, история, Юрий Андропов, политика и литература, 1970-е

Previous post Next post
Up