"Дюна": космическая аллюзия ислама

Sep 24, 2021 10:14

Вы заметили, как много в новом нашумевшем блокбастере "Дюна" аллюзий на мусульманскую религию? Временами создавалось впечатление, что дело происходит на Ближнем Востоке, который зачем-то приукрасили небольшим космическим антуражем.

Песчаные дюны на Арахисе - это пустыня как в Саудовской Аравии и прочих мусульманских странах.

Меланж - это нефть. Космические корабли не могут перемещаться между планетами без меланжа точно так же как не могут машины ездить без бензина. Меланж можно добывать только на Арахисе, как и нефть можно добывать в основном в Саудовской Аравии, прочих пустынных странах и еще нескольких странах.

Женщины в "Дюне" - какие-то непонятные наложницы с закрытыми при посторонних лицами как в мусульманстве:



Кадр из фильма "Дюна"

Есть какая-то бешеная бабка, аллюзия на валиде-султан: ее все боятся, мать главного героя перед ней трепещит и позволяет ей пытать сына испытанием с рукой.

Наконец, есть кучка повстанцев, которые выживают посреди пустыни в пещерах. Прямая аллюзия на талибов, которые до взятия власти в Афганистане тоже прятались по пещеркам афганских гор.

Армия Харконенов уходит с Арахиса - это как армия США покидает Афганистан. Планета Каладан - это Европа.

Тимати Шаломе всем запомнился как главный герой гейской мелодрамы "Зовите меня своим именем", поэтому сложно избавить его героя в "Дюне" от гейского манерного амплуа, но режиссеры хотя бы попытались это сделать, придумав ему подружку. Для толерантности в роли подружки сняли цветную актрису.

Впрочем, главная героиня - не подружка, а мама. В этом есть что-то фрейдистско-эдиповское. Главный герой скачет по дюнам не с подружкой, а со своей мамой, как царь Гвидон. И конечно, во всем фильме в изобилии сцены-клише "главного героя (и его маму) вот-вот сожрет гигантский червь, но они спасаются в последнюю секунду". Ближе к концу режиссеры вспоминают, что героям нужны трубки и маски, чтобы дышать на Арахисе. А до этого они как дышали, когда уже пробежали полный радиус по экватору?

В "Терминаторе-2" сцены с Джоном Коннором и его мамой были более достоверными, потому что Джон Коннор хотя бы был маленьким мальчиком, а не здоровым лбом.

Вселенная "Дюны" в отличие от "Звездных войнов" и "Мондолорца" не продумана до конца: герои зачем-то учатся фехтовать на мечах, причем, даже не на световых, а на обычных, как в средневековье. Ни у кого нет смартфона или даже намека на смартфон. Это как талибы-овцелюбы тоже всех в Кабуле загоняют в средневековье.

Я не удивлюсь, если эту высокобюджетную киношную оду мусульманскому миру проспонсировали саудиты, которые окном Овертона пытаются убедить весь мир, что ислам - это нормально, и даже в далеком космическом будущем всё будет иншалла.

Еще хочется мне раскритиковать эту "Дюну", но получится спойлер. Может быть, потом, когда все посмотрят.  А вы уже смотрели "Дюну"?

мусульмане, кино

Previous post Next post
Up