Ровно 5 лет назад, 3 января 2016 года, на трассе Орск-Оренбург в районе Уральских гор произошла чудовищная трагедия: в снежном плену в 30-градусный мороз оказались чуть менее ста машин. Один человек погиб (замерз насмерть на месте событий), еще одна женщина умерла через несколько дней от инсульта в больнице, более десятка человек отморозили конечности (пришлось ампутировать).
Эта катастрофа сравнима с гибелью группы Дятлова в 1959 году, чьи жизни также унесли Уральские горы.
Но в 2016 году благодаря оперативной работе МЧС большинство людей на трассе удалось спасти. Что же произошло тогда, 3 января, на трассе Орск-Оренбург?
По Уральским горам (их южной части под названием Кувандыкские горы) проходит не вся трасса Орск-Оренбург, а только ее 90-километровая часть под названием Саринское плато, высотой до 600 метров. Поздно вечером 2 января 2016 года мощный циклон в районе Саринского плато встретился с антициклоном, температура резко снизилась до минус 30 градусов, начались метель и снежный буран со скоростью ветра до 30 метров в секунду.
Въезд на Саринское плато был закрыт, но около ста машин уже ехали по нему и столкнулись с непреодолимой силой природы. Снег наносился на машины со страшной силой, ехать было практически невозможно, видимость упала до нуля, случился затор, люди мерзли в машинах, потом бросили свои машины и попытались идти пешком сквозь буран, чтобы выжить...
Потом, уже на суде, свидетели трагедии рассказывали:
"Видимости не было, было ночное время суток, очень сильный ветер, который сбивал с ног, лицо мгновенно покрывалось ледяной коркой, одежда становилась мокрой".
Еще один свидетель трагедии вспоминает, что из-за сильного ветра и снежного бурана было невозможно дышать:
"При остановке на трассе машины быстро заносило снегом, за пределами машины невозможно было дышать, лицо покрывалось льдом".
Ураганный ветер уносил людей от машин, прямо в поле, при этом снежная тьма не позволяла ориентироваться в пространстве.
"Мы шли, ничего не видели вообще. Кроссовок потерял. Ветер еще как дул - со льдом. На ресницах помню лед… Отковыривал вместе с ресницами. Прямо выдирал лед."
Более 100 сотрудников МЧС и полиции бросились на помощь замерзающим в снежному плену автомобилистам. Полицейский Данил Максудов поспешил на помощь людям, отдал свою одежду и рукавицы замерзающим людей, впоследствии ему пришлось ампутировать два пальца из-за обморожения.
Максудов вспоминает: "Люди замерзали. Мороз был минус 30 градусов, буран и нулевая видимость. Я всю жизнь живу в Медногорске, но такой плохой погоды больше никогда здесь не видел. Снег впивался в лицо, как иголки."
Одного из пострадавших водителей, у которого заглохла машина, Максудов вывел к спасателям, но тот потерял кроссовок в глубоком снегу, впоследствии пришлось ампутировать ногу.
В результате трагедии погибли двое, около 12 человек получили тяжелые обморожения с последующей ампутацией, но остальных спасателям героически удалось спасти.
Саринское плато на самом деле довольно опасное место еще с давних времен. Как писал в "Капитанской дочке" Александр Сергеевич Пушкин про те места: "Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены."
Саринское плато находится в Уральских горах намного южнее того места, где погибла группа Дятлова. Тем не менее, даже в 21-м веке, при наличии множества средств связи (смартфонов, айфонов, гаджетов) и современного оборудования в автомобилях, все равно из-за погодных условий могут погибнуть люди. Буран, снежная метель, сильный ветер и 30-градусный мороз могут убить даже современных людей на современных автомобилях, что уже говорить про туристов более 60 лет назад?
Трагедия на Саринском плато всегда будет уроком для всех нас. Прежде чем отправляться в дальний путь, надо не полениться кинуть в багажник вещи, необходимые для выживания.