АНАЛИТИКА - Россия ставит под угрозу союз с Турцией

Feb 27, 2017 10:54

Отношения Турции и России не раз переживали взлеты и падения. После завершения периода охлаждения в двусторонних отношениях связи России и Турции медленно, но поступательно развивались. Приоритеты изменились после начала сирийского конфликта, но стороны все же стремились сохранить достигнутый уровень сотрудничества. День 24 ноября 2015 года, когда был сбит российский Су-24, стал поворотным пунктом в отношениях Анкары и Москвы. Из кризиса в отношениях с Москвой удалось выйти благодаря усилиями президента Турции Реджепа Эрдогана, который после предотвращения попытки переворота 15 июля 2016 года посетил Россию. В итоге Анкара и Москва согласились с необходимостью взаимодействия по многим вопросам, в том числе по сирийской тематике.
Но сегодня Москва находится в одном шаге от ошибки, которую она неоднократно совершала ранее, а именно: пыталась сохранить отношения с Турцией не путем стимулирования связей, а угроз. С первого дня сирийского кризиса Турция выступает в поддержку территориальной целостности и демократических преобразований в соседней стране. Но администрация Барака Обамы не посчитала важными ни демократию, ни территориальную целостность Сирии, придерживаясь стратегии затягивания урегулирования конфликта.
Обама сделал все возможное для того, чтобы все страны региона увязли в этом "болоте". В начале кризиса США выступали в поддержку сирийской оппозиции, причем даже оказывали давление на Анкару, требуя от Турции большей поддержки оппонентам режима Башара Асада. Но после того, как Анкара начала поддерживать сирийскую оппозицию, Вашингтон потребовал пересмотра этой позиции. Вашингтон ликовал, когда поступали сообщения о боях между отрядами оппозиции в Сирии и движением «Хезболла», ожидая, что Турция и Иран начнут открыто конфликтовать в регионе. При этом позиция Белого дома не изменилась даже после того, как режим Асада, поддерживаемый Ираном, начал сдавать позиции в Сирии, и к игре подключилась Россия. Обама ожидал, что Россия понесет в Сирии большие потери, и кризис затянется.
Как только Турция отвергла предложение о прямом вмешательстве в ситуацию в Сирии, США и страны Запада начали угрожать Анкаре, обвинив ее в поддержке террористов ДАИШ. Но Турция была непреклонна, и тогда против Анкары задействовали карту сирийского крыла PKK - PYD. Турцию начали шантажировать активной поддержкой PYD в случае отказа от шагов, отвечающих интересам Запада. Уровень давления Запада настолько вырос, что Анкара предприняла резкие ответные шаги и пошла на сближение с Россией. То есть угрозы и шантаж не смогли повлиять на Турцию. Турция по договоренности с Россией начала операцию «Щит Евфрата». ВС Турции должны были продвинуться до города Эль-Баб, а трасса M-4 стала бы своеобразной границей между силами режима Асада и отрядами Сирийской освободительной армии, участвующей в «Щите Евфрата». Эта операция стала реакцией Турции на действия PYD и является шагом по обеспечению национальной безопасности.
Если бы администрация Обамы осталась у власти в США, то Турция после операции в Эль-Бабе пошла бы на открытое противостояние с силами PYD. Но в это время произошла смена руководства США. К власти пришел Дональд Трамп, отличающийся принципиально холодным отношением к Китаю и Ирану. Этот фактор учитывает и Россия, которая осознает, что с освобождением города Эль-Баб от террористов ДАИШ зависимости Анкары от Москвы придет конец. При этом Россия отметила для себя и конструктивный телефонный разговор президентов Турции и США. США дали понять, что могут начать сухопутную операцию в Сирии против Ирана и ДАИШ. Турция ответила на это планом освобождения Ракки. Вскоре после этого в Анкару прибыл глава ЦРУ, а Белый дом объявил о своей готовности сотрудничать с Турцией по вопросам борьбы с терроризмом. Все это стало основой для обсуждений возможности сближения Турции и США.
В Москве должны понимать, что для сохранения тесных связей с Турцией необходимо предпринять шаги, стимулирующие двустороннее сотрудничество. Это и будет рациональным подходом. Но Россия предпринимает прямо противоположные шаги: вместо того, чтобы продолжить сближение с Анкарой, она пытается угрожать ей. В частности, распространяются сообщения о договоренностях Москвы с террористами PYD, ВКС РФ как бы «случайно» бомбят позиции турецких военнослужащих в Сирии. Кроме того, Россия пытается добиться подключения PYD к мирному процессу по Сирии в Астане.
Российская сторона не осознает, что подобные шаги в итоге отдаляют ее от Анкары, хотя было бы логичнее дать понять Турции, что доверять США нельзя. При этом Москва могла бы представить Анкаре четкий план действий в отношении PYD. Для более тесного сотрудничества с Турцией достаточно сделать несколько шагов. К примеру, Москва могла бы закрыть представительство PYD в России. В то же время Россия продолжает использовать террористов PYD в качестве орудия для шантажа Турции. Таким образом, если Россия не предложит Турции более выгодные условия, нежели США, то Анкара останется более близкой к НАТО. В противном случае Москва может добиться раскола в позиции стран Североатлантического альянса.
Доцент Хасан Басри, руководитель департамента стратегических исследований аналитического центра SETA
Previous post Next post
Up