Эрдоган расчищает место под султанат

Feb 26, 2017 11:18

Число заключенных в Турции выросло на 232% с момента, как к власти пришла Партия справедливости и развития (ПСР), основанная президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом. Такие данные обнародовала Республиканская народная партия (РНП), стоящая в оппозиции к соратникам действующего главы государства. Доклад республиканцев, констатирующий увеличение за 15 лет числа нарушений прав человека в Турции, был опубликован на фоне подготовки к референдуму 16 апреля, который может превратить парламентскую республику в президентскую.
Когда ПСР только пришла к власти, общее количество заключенных не превышало 60 тыс., пишет Hurriyet Daily со ссылкой на доклад республиканских законодателей. Однако большой скачок в этой статистике зафиксирован в 2016 году, когда в стране была совершена неудачная попытка государственного переворота. После путча, вину за который Эрдоган возложил на покинувшего страну проповедника Фетхуллаха Гюлена, число арестованных возросло примерно до 200 тыс. Также, по этим данным, в течение последних пяти лет около 1,3 тыс. человек получили несправедливый приговор в суде.
Однако Турция готовится к конституционному референдуму, и пока нет признаков, что ее власть намерена отказаться от курса на ужесточение внутренней политики. За минувшую неделю полиция и жандармерия провели по всей стране 250 антитеррористических рейдов, в результате которых было задержано свыше 1 тыс. человек. Около 800 - для проверки на причастность к деятельности организации Гюлена ФЕТО, 45 человек были заподозрены в помощи «Исламскому государству» (запрещено в РФ). И около 520 турецких граждан были задержаны за предполагаемую связь с Рабочей партией Курдистана (РПК). Рейды против РПК проходили в районах, населенных преимущественно курдами.
«Курдский» вопрос стал поводом для борьбы с влиятельной парламентской оппозицией. Для сопредседателей Партии демократии народов Селахиттина Демирташа и Фиген Юксекдаг, которых обвинили в симпатии к РПК и формально задержали за отказ явиться на допрос в прошлом году, прокуратура потребовала до 142 и 83 лет тюремного заключения соответственно. Им инкриминируют оправдание терроризма. Обвинительный документ, составленный прокуратурой города Диярбакыр, утверждает, что также подсудимые провоцировали беспорядки и оскорбляли президента.
«Еще несколько лет назад Эрдоган вознамерился укрепить свои позиции - перейти к президентской республике, - пояснил «НГ» старший научный сотрудник ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова Виктор Надеин-Раевский. - По задумке, он сам будет возглавлять правительство, а руководство будет поручено нескольким вице-президентам. Практически все основные функции государственного управления сосредоточиваются в его руках. Остальным ничего не остается - ни парламенту, ни судейскому корпусу, который тоже будет поставлен под надзор президента».
Эксперт уточняет, что Эрдогану удалось сплотить народ после попытки госпереворота, но это временное явление. «Турецкий электорат подвижен, наверное, больше, чем в других странах, - считает Надеин-Раевский. - У него идет более быстрая смена точек зрения, симпатий и антипатий. Эрдоган это уже почувствовал, когда выиграл президентские выборы, а его партия проиграла парламентские. Поэтому ему надо обезопасить себя от таких «демократических безобразий». Соответственно он выстраивает другую государственную систему, в которой его власть будет гораздо мощнее, чем у российского или французского президентов. Свою кличку «султан» он тогда вполне оправдает».
С точки зрения аналитика, Эрдоган стремится к абсолютизации своей власти. «На этом пути ему, конечно, нужен был бы сговорчивый парламент, - отмечает Надеин-Раевский. - Но этого не произошло, и конституционного большинства в парламенте нет, поэтому реформу Основного закона нельзя принять двумя третями голосов. Он, опираясь на поддержку Партии националистического движения, или неофашистской партии - так мы ее характеризовали, провел через парламент решение о референдуме. Теперь единственная инстанция, которая может внести изменения в Конституцию, - это референдум». До 16 апреля Эрдоган не потеряет то большинство, которое ему необходимо для голосования. «Шансы на то, чтобы получить одобрение конституционной реформы, очень велики, - заявил эксперт. - Причины, которые стоят за этим решением, это прежде всего причины личного характера».
По словам эксперта, референдум не поможет Эрдогану решить какие-то цели во внешней политике. «Свои внешнеполитические задачи Эрдоган прекрасно решает и без референдума, - отмечает Надеин-Раевский. - В принципе особой помощи ему референдум в этом и не окажет. Он и так все нити руководства внешней политикой сосредоточил в своих руках. Конечно, ему мешало влияние армии, но с этим он справился благодаря попытке переворота. Армию удалось загнать под плинтус. Она, например, возражала против ввода войск в Сирию, а он смог провести это мероприятие. Она уже не способна сказать свое слово. Все более или менее стоящие армейские руководители или в отставке, или в тюрьме. У него практически нет сопротивления со стороны армейской фронды».
Previous post Next post
Up